Достоверно

01.09.2009   15:52   Источник: www.rakpobedim.ru

Круглый стол "Движения против рака"

«Движение против рака» предлагает включить в состав комиссии Минздравсоцразвития по формированию проекта перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств представителей пациентских организаций. С такой инициативой представитель Движения обратился 2 июня в Москве к участникам круглого стола «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств как инструмент системы регулирования цен и элемент программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи».

В работе круглого стола приняли участие директор Департамента социального развития и охраны окружающей среды Аппарата Правительства РФ Нелли Найговзина, заместитель руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова, представители Федеральной антимонопольной службы, профильных комитетов Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты РФ, профессиональных объединений в области фармацевтики, медицинских вузов, производителей лекарственных средств и общественных организаций.
Участники дискуссий обсудили широкий спектр правовых, экономических и морально-этических вопросов, связанных с формированием перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС).
Позицию пациентской организации, отстаивающей права онкологических больных, изложил представитель «Движения против рака». В частности, он отметил:
«По мнению российских чиновников, основными задачами на 2009 г. и на период до 2012 г. в области лекарственного обеспечения будут являться разработка проектов нормативно-правовых актов по совершенствованию государственного регулирования цен на лекарственные средства по Перечню ЖНВЛС. Мы полностью отдаем себе отчет в важности этого направления работы. Вместе с тем «Движение против рака» убеждено, что в интересах онкологических больных, как и других категорий пациентов, страдающих социально значимыми заболеваниями, необходимо не ослаблять внимание к процедуре составления Перечня.
Один из важных аспектов – периодичность составления Перечня. Есть постановление правительства от 9 ноября 2001 г. N 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства». Оно предусматривает ежегодное утверждение Перечня. Проект нового Положения об организации работы по формированию проекта перечня также предусматривает ежегодное обновление Перечня, уточняя даже дату – к 15 июня. Это несомненный положительный сдвиг – в последнее время Перечень обновлялся раз в два года, а на сайте Минздравсоцразвития последний Перечень вообще за 2005 год.
Почему мы уделяем такое пристальное внимание этому вопросу?
Если препарат вовремя не попадает в Перечень, пациенты далеко не всегда могут рассчитывать на обеспечение этим препаратом за государственный счет. Применительно к онкологическим ЛС, стоимость курса лечения которым зачастую превосходит годовой бюджет средней российской семьи, это будет означать, что пациент, не сумевший найти спонсора, обречен.
Сегодня на рынке все чаще появляются инновационные ЛС для лечения онкологических заболеваний. Для некоторых пациентов они становятся доступны уже в ходе клинических исследований и испытаний. Попасть в эти программы – большая удача. Но основная масса больных может рассчитывать на получение бесплатного лекарства лишь после его регистрации в Росздравнадзоре и последующего внесения в Перечень ЖНВЛС.
Однако и попадания в Перечень ЖНВЛС оказывается недостаточно. Как правило, необходимо, чтобы препарат входил еще и в Перечень ДЛО.
А ведь течение некоторых онкологических заболеваний измеряется месяцами, а не годами. И промедление здесь не просто подобно, а равнозначно смерти.
Вот по этой причине онкологическим пациентам крайне важно, чтобы обновление перечня происходило не раз в два года, как это сейчас происходит, и не раз в год, а чаще. Ну, хотя бы раз в полгода. Потому что ждать год-полтора, пока соответствующие препараты попадут в перечни - а только после этого начнется процесс выделения под них бюджетных средств, что тоже занимает не один месяц – страдающие онкологическими заболеваниями не могут.
Теперь о другом аспекте проблемы, который уже частично затронут: о различии между перечнями ЖНВЛС и ДЛО. Если в первом около 700 позиций, то во втором - около 500 позиций. И при этом далеко не все из них совпадают с препаратами, включенными в Перечень ЖНВЛС.
Возьмем VII раздел Перечня ЖНВЛС «Противоопухолевые, иммунодепрессивные и сопутствующие средства». В нем 76 ЛС. Лишь 44 из них – около 58% - вошли в Перечень ДЛО.  Парадокс – государство не финансирует обеспечение населения всеми жизненно необходимыми и важнейшими ЛС. Сошлемся на мнение Формулярного комитета РАМН, где считают, что государству следует взять на себя оплату ЖНВЛС всем гражданам страны.
Конечно, нынешнему положению дел есть объяснение: ограниченность средств госбюджета. Даже в значительно более богатых странах не все онкологические препараты попадают в программы бесплатного ЛО, поскольку не у всех достаточно высокие фармакоэкономические показатели.
Однако сегодня ни пациентские организации, ни тем более пациенты не могут быть уверены в том, что решение о включении того или иного препарата в Перечни будет принято на основе объективных, понятных и прозрачных критериев. Во-первых, такие критерии намечены в Положении об организации работы по формированию проекта Перечня ЖНВЛС лишь в самом общем виде. Наверное, иначе было нельзя, слишком разные ЛС будет рассматривать комиссия. Но тогда следовало бы включить в состав комиссии представителей общественности – это во-вторых. В составе Комиссии Минздравсоцразвития РФ по формированию проекта Перечня ЖНВЛС нет ни одного представителя общественности – не только пациентских организаций, но даже общественных или экспертных советов при Минздравсоцразвития или Росздравнадзоре.
Отсюда предложение, которое я вношу от имени МОД «Движение против рака» и прошу отразить в резолюции круглого стола: «Предложить Минздравсоцразвития включить в состав Комиссии Минздравсоцразвития РФ по формированию проекта Перечня ЖНВЛС представителей как минимум трех общественных, в том числе пациентских организаций». Аналогичную вставку следует сделать и в пункт 6 проекта резолюции круглого стола, в котором говорится о необходимости создания уполномоченного государственного органа, ответственного за экономическую оценку фармакотерапии и медицинской помощи в целом.
Мы видим и еще одну проблему. Есть онкологические препараты, включенные во все необходимые списки. Однако до сих пор отмечаются отнюдь не единичные случаи отказа в выписке и предоставлении этих лекарств пациентам, которым они показаны и для которых являются порой единственной возможностью продлить и просто сохранить жизнь. «Движение против рака» в течение более года ведет работу по случаям отказа в предоставлении герцептина, относящегося к числу жизненно необходимых для пациенток, страдающих РМЖ с HER2-положительным статусом. К сожалению, число отказов измеряется десятками. Такое положение нетерпимо, и нашей пациентской организацией делается все, чтобы, во-первых, помочь конкретным пациенткам (отметим в высшей степени конструктивную позицию Росздравнадзора, который в каждом отдельном случае принимает быстрые и эффективные меры), и во-вторых, по мере возможности предотвратить новые отказы. Для этого Движение ведет разъяснительную работу, в том числе школы пациентов с участием врачей, психологов и юристов.
Важным шагом в развитии системы ЛО в России стала программа «Семь нозологий», в рамках которой удовлетворяются потребности отдельных категорий больных в дорогостоящих лекарственных средствах, в том числе и для лечения онкологических заболеваний (лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей). Эти препараты – их всего четыре – включены в перечни и ЖНВЛС, и ДЛО.
Однако с данной программой у пациентских организаций связаны противоречивые чувства. С одной стороны, прекрасно, что хотя бы часть онкологических больных получила возможность полноценного лечения инновационными препаратами. С другой – за рамками программы остаются многие нозологии онкологического характера, по которым уже созданы эффективные ЛС, но они остаются недоступными для пациентов.
И еще один момент. Звучат призывы повысить долю отечественных лекарств в Перечне ЖНВЛС и программе ДЛО. Мы – обеими руками «за». Однако при условии, что эффективные и качественные импортные препараты будут замещаться не менее эффективными и качественными препаратами российского производства. Сегодня в проекте Положения есть критерий терапевтической эквивалентности, но отсутствует упоминание о биологической эквивалентности дженериков и оригинальных препаратов. Наша пациентская организация считает, что условие замены оригинального препарата на дженерик должно быть четко прописано: это биологическая эквивалентность.»
 


Версия для печати

Последние новости



Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Подробнее