Социальные сети в сети Интернет зародились достаточно давно – в 90-х годах прошлого столетия, хотя сам термин появился в 2004 году. Сейчас уже трудно найти человека, имеющего постоянный доступ к сети Интернет, и не состоящего в каком-нибудь интернет-сообществе.
Если не копать глубоко, социальные сети — это саморегулирующаяся среда, имеющая признаки анонимности и свободы слова, хотя модераторов и админов никто не отменял. Тем не менее именно это вывело их на пик популярности, и даже сделало объектом исследования экспертов различных специальностей - от социологов и маркетологов до психологов и криминалистов.
С одной стороны, в соцсетях, каждому пользователю предоставлена возможность сообщить широкой общественности о том или ином событии, участником или свидетелем которого он оказался, а также высказать свою точку зрения, если, конечно, она имеется и не противоречит действующему законодательству, по тому или иному информационному поводу.
Устал человек от бодрых или не очень новостей, сериалов и ток-шоу из телевизора, нажал кнопку компьютера, и он тут же меняет статус с телезрителя на пользователя или члена группы, возможно сообщества. Перед ним раскрывается вся палитра мнений и событий, только успевай читать. Но, это только, с одной стороны, с другой – нужно давать себе отчет и понимать, что к любой информации, почерпнутой с просторов сети Интернет, следует относиться весьма осторожно, ибо не все события действительно имели место быть, а мнения и комментарии в соцсетях, их сопровождающие, далеко не всегда объективны и непредвзяты.
Например, в последнее время соцсети и интерент мессенджеры бурлят обсуждением информации о том, что кто-то намеренно травит детей спайсами и наркотиками, закамуфлированные под конфеты и жевательные резинки. Якобы темные личности их бесплатно раздают на улицах, чтобы не только школьников, но уже и детсадовцев приучить к наркотикам. На деле оказалось, что этот информационный вброс оказался бурей в стакане воды - жвачки и конфеты со «спайсами» оказались всего лишь безобидными упаковками сухофруктов из китайского интернет-магазина. Эксперты сходятся во мнении, что об абсолютной «стерильности» продуктов питания, поставляемых китайскими интернет-магазинами, говорить не приходиться, и нужно хорошенько подумать, прежде чем заказать лакомство, по цене три рубля – кучка, за тысячи километров от места употребления, но то что наркотических веществ в них нет – это точно.
Еще одна страшилка, растиражированная в соцсетях и мессенджерах, СПИДоносные иглы, которые якобы кто-то втыкает в поручни эскалаторов в метро. И опять оказалось, что никто этих игл не видел и в руках не держал, а сотрудники метрополитена, обслуживающие эти самые эскалаторы, доходчиво объяснили общественности, что данная манипуляция не имеет смысла, потому что никакие иглы, даже самые острые, на поручнях эскалатора долго удержаться не смогут, так как будут сразу же удалены гребенками и механическими узлами, расположенными в подэскалаторном пространстве, и на следующий круг поручень выйдет уже без них.
Если два вышеназванных информационных фейка можно отнести к разряду страшилок и пугалок, не имеющих хоть какой ни будь серьезной подоплеки, то набравшее, в соцсетях, популярность «движение» под хэштегом #яНeБoюcьCказать можно отнести к разряду спланированной профессионалами идеологической провокации. Чтобы понять ее подоплеку и суть, корректнее было бы произнести эту фразу на языке оригинала — украинском: "Я не боюся сказати". Как выяснилось, эта истерическая волна имеет свой эпицентр, и расположен он в незалежных глубинах сознания.
По замыслу вдохновителей этого проекта, под этим хэштегом, в соцсетях, женщины должны рассказывать о случаях сексуального насилия над ними, проще говоря об изнасиловании. Как оказалось, некоторые россиянки с энтузиазмом подхватили инициативу украинок и теперь не без вдохновения делятся с публикой историями о том, как их насиловали.
К сожалению, многие представители прекрасной половины человечества, в своей жизни действительно подвергались насилию (сексуальному или психологическому), однако душещипательные и не очень истории, публикуемые под "маркой" #яНeБoюcьCказать почему-то, в большинстве своем, вместо сочувствия вызывают только брезгливость. При ближайшем рассмотрении создается впечатление, что они написаны буквально под копирку, а может быть, в первоисточнике, даже одним почерком.
Именно из-за этого, этот «душеспасительный» сетевой флэшмоб можно отнести к разряду дешёвого идеологического манипулирования общественным сознанием, для того чтобы молодые, зачастую неопытные, интернет-пользователи, прочитав множество таких сообщений, прониклись «реальными» историями и утвердились в убеждении, что в России процветает "идеология" насилия и попираются общепринятые нормы морали.
А так, после ознакомления с содержанием подобных эпистолярных экзерсисов, почему-то вспоминается «бородатый» анекдот, когда прибегает дама в милицию и жалуется, что ее изнасиловали десять человек.
- Не волнуйтесь, дамочка, всех найдем, - обещает милиционер.
- Всех не надо. Найдите третьего, пятого, девятого. И еще, когда найдете…дайте им, пожалуйста, мой телефон.
Как бы там ни было, специалисты, в подобных случаях, советуют соблюдать так называемую информационную гигиену. И как минимум критически относиться к неподтвержденной информации, размещённой в социальных сетях и других "горячих" информационных источниках, коими изобилует Интернет.