Качество дорожных работ, повышение квалификации дорожных рабочих, проблемы проектирования, применение инноваций, - эти и многие другие темы обсуждались федеральными дорожниками совместно с представителями проектных и подрядных организаций в Нижнем Новгороде.
Организатором и принимающей стороной выездного совещания выступило ФКУ «Упрдор Москва – Нижний Новгород».
«День качества» по традиции имел двухдневную программу. В рамках первого рабочего дня выездного совещания — состоялись проезды по подведомственным ФКУ дорогам — руководство управлений оценивало состояние дорожного полотна автомагистралей по итогам зимнего содержания трасс. Инспектировались обустройство автодорог, организация пешеходных переходов, соответствие схемам организации безопасности дорожного движения мест проведения ремонтных работ и уровень содержания трасс и придорожных полос. Все вопросы и замечания на месте адресовывались представителям подрядных организаций, которые также принимали участие в объезде. Основная масса замечаний касалась гарантийного ремонта на автомагистралях. Подрядчикам поручено исправить ситуацию в соответствии с замечаниями в кротчайшие сроки.
В рамках второго совещательного дня состоялось подведение итогов зимнего содержания трасс, а также обсуждение наиболее острых и актуальных в свете предстоящего строительно-ремонтного сезона тем.
Чтобы главные автомагистрали страны отвечали ожиданиям пользователей, к работе надо подходить стратегически и комплексно, - таков главный ориентир федеральных дорожников. Как отметил начальник ФКУ «Упрдор Москва – Нижний Новгород» Максим Голдобин, первостепенное значение в этой связи принимает не только применение новых технологий, проектирование и строительство новых объектов, но и методичная работа по сохранению существующей сети дорог – работа по содержанию.
Комплексный подход – хорошие результаты
Комплексный подход к эксплуатации в зимний период позволяет избежать проблем с дорожным покрытием даже при многократном прохождении через ноль в течение зимы.
Использование чистых хлоридов, в том числе многокомпонентных и низкотемпературных, по мнению специалистов, на сегодняшний момент является приоритетом в деле экономичного и эффективного зимнего содержания федеральных трасс.
Порядка 50% сети дорог, подведомственных ФКУ «Упрдор Москва – Нижний Новгород», обслуживается в зимний период с использованием чистых хлоридов. Для этого на территории Ивановской, Владимирской и в Нижегородской областей работают солерастворительные установки. Такой способ позволяет серьезно экономить бюджетные средства, поскольку расход реагента намного экономичней, чем у пескосоляной смеси (ПСС), к тому же в отличие от привычной ПСС отсутствует необходимость в его обязательной уборке с проезжей части.
В осенне-зимний период на федеральные трассы Московской, Ивановской, Костромской, Владимирской и Нижегородской областей было высыпано 80 тысяч тонн чистых реагентов и порядка 150 тысяч тонн пескосоляной смеси. На дороги выходило 169 комбимированных дорожных машин (КДМ), 26 автогрейдеров, 17 роторных снегоочистителей, 48 экскаваторов и погрузчиков, 13 бульдозеров.
Как отметили специалисты, применение еще одной передовой технологии в содержании – гидрозащитных пропиток для асфальтобетона - тоже хорошо зарекомендовало себя. Пропитка обеспечивает защиту от воды, которая проникая в поры покрытия при переходе через 0, негативно влияет на качество дорожного полотна: происходит шелушение, выкрашивание асфальтобетона. Применение пропитки позволяет защитить покрытие и продлить межремонтные сроки, а значит и сократить затраты на ремонт.
Новые технологии в проектировании и ремонте
Своим опытом в восстановлении дорожного асфальтобетонного покрытия методом регенерации поделились специалисты ФКУ Упрдор «Волга», отметив качество и экономичность данного метода ремонта автодорог.
Регенерация, как отмечают эксперты, – это вторая жизнь дорожного покрытия, оптимальное и экономичное решение вопросов ремонта. В процессе регенерации при проведении асфальтирования дорог износившееся дорожное полотно снимается, разогревается (при горячей регенерации) и смешивается с новыми материалами. Получившаяся смесь укладывается на поврежденный участок дорожного полотна.
Эта технология позволяет повторно использовать материалы старого дорожного покрытия, не требует больших энергозатрат и относится к самой экономичной, поэтому во многих странах все чаще применяют именно ее. Широкое применение эта технология нашла на сети автодорог, подведомственных ФКУ Упрдор «Волга».
Специалисты ФКУ «Упрдор Москва – Нижний Новгород» в свою очередь рассказали о применении инновационных технологий в проектировании, в том числе о самой современной и совершенной технологии проектирования, используемая в инженерно-строительной области - технологии BIM.
Технология BIM позволяет создать трехмерную информационную модель автодороги, сократить стоимость строительства и проектирования, а также ускорить работу проектировщиков. Каждый элемент в этой информационной модели имеет множество различных технических свойств – от геометрических параметров до сведений о структуре используемых материалов и т. д. Изменение любого элемента такой информационной модели мгновенно отображается во всех частях проекта – на планах, разрезах, фасадах, 3d модели, что позволяет избежать противоречий и нестыковок в чертежах, недопустимых пересечений различных элементов и систем при реализации проекта.
Как показывает мировая практика, данная технология позволяет оперативно разработать и рассмотреть несколько вариантов проекта, оценить их стоимость, сроки строительства для каждого, а также будущую эксплуатацию объектов.
Следует отметить явные преимущества применения BIM-технологии: повышение оперативности и точности определения стоимости будущего объекта, а значит, и более эффективное расходование бюджетных средств, оптимизация процесса строительства за счет качественного планирования и управления, а также снижение общего срока реализации объекта.
Сегодня в ФКУ «Упрдор Москва – Нижний Новгород» с применением BIM-технологии проектируется капитальный ремонт автомагистрали М-7 «Волга» подъезд к городу Иваново на участках км 0 – 7+596 и км 10+423 – 21.
Молодые специалисты – будущее отрасли
Одним из самых острых вопросов, вынесенных на обсуждение, стал вопрос подготовки кадров, повышения квалификации рабочих-дорожников, привлечение молодых специалистов в отрасль.
В этом году стартовал пилотный образовательный проект по повышению квалификации специалистов-дорожников, задействованных на обслуживании дорог, находящихся в оперативном управлении ФКУ «Упрдор Москва – Нижний Новгород».
Управление совместно с подведомственными Федеральному дорожному агентству ФАУ: «Межрегиональный центр профессиональной подготовки кадров» и «Нижегородский центр профессиональной подготовки кадров», - начали реализацию пилотного проекта направленного на повышение квалификации персонала подрядных организаций.
Проект реализуется поэтапно с февраля 2016 года. К образовательному процессу привлекаются и специалисты ФКУ «Упрдор Москва – Нижний Новгород», которые вносят свой вклад и в разработку учебных программ, и в преподавание теоретической части.
Обучение по специальности машинист комбинированной дорожной машины уже прошли 154 специалиста подрядных организаций. Всего же в рамках проекта запланировано повышение квалификации специалистов по 12 специальностям (программам переподготовки): машинист разметочной машины, катка, фронтального погрузчика, автогрейдера, экскаватора, перегружателя, оператор эмульсионной и асфальтобетонной установки, дорожный рабочий и т. д. С наступлением строительного сезона обучение по целому ряду из них вступит в активную фазу.
В случае успешной реализации пилотного проекта, в чем специалисты не сомневаются, – полученный опыт будет растиражирован через учебные центры профессиональной подготовки кадров в масштабе всей страны.
Для привлечения молодых специалистов в отрасль и повышения престижности профессии дорожника в 2016 году по инициативе Федерального дорожного агентства и при поддержке международного движения WorldSkills пройдет конкурс «Лучший по профессии» среди молодых дорожников в возрасте от 18 до 25 лет. За звание лучшего мастера своего дела участники чемпионата поборются в четырех номинациях: «Лучший машинист фронтального погрузчика», «Лучший машинист автогрейдера», «Лучший машинист самосвала», «Лучший машинист экскаватора».
Свои силы попробуют и представители подрядных организаций, занятые обслуживанием федеральных дорог Московской, Ивановской, Костромской, Владимирской и Нижегородской областей.
***
Наряду с инновациями, специалисты управлений ФКУ «Упрдор Москва – Нижний Новгород», ФКУ «Упрдор «Волга» и ФКУ «Черноземуправтодор» совместно с представителями подрядных, проектных и инженерных организаций обсудили темы: качества производства работ, а также безопасности дорожного движения на федеральных трассах.
- День качества - это эффективная площадка для общения между заказчиками, подрядчиками, проектировщиками и производителями материалов, хорошая возможность коллегиально обсудить наиболее острые вопросы, касающиеся качества работ, выполняемых на федеральных автодорогах, - отметил руководитель ФКУ «Упрдор Москва – Нижний Новгород» Максим Голдобин, - это по-настоящему продуктивный формат для обмена опытом в использовании инноваций и решении проблем.
В завершении двухдневного рабочего совещания, Максим Анатольевич выразил уверенность, что практика совместного участия в «Днях качества», обмена опытом с представителями различных управлений будет продолжена.