Достоверно

20.05.2015   13:01   Источник:

Почему российские дороги низкого качества? Мнение экспертов

С нашими российскими дорогами происходят непонятные метаморфозы. Так, совсем недавно Дмитрий Медведев, будучи Президентом РФ, говорил о том, что стоимость строительства российских дорог можно удешевить минимум на 30 процентов. По мнению Владимира Путина, «дорожные» цены вообще берутся с потолка. А Счетная палата РФ в свое время приводила вообще удручающие данные: у нас в стране строительство дорог в 2,6 раза дороже, чем в Европе, втрое дороже, чем в США и в семь раз дороже, чем в Китае.
Так ли это на самом деле? И почему государство тратит на дорожное строительство огромные средства, а дороги у нас все равно плохие?
Ответ на этот вопрос попыталась дать в своем докладе, процитированном газетой «Ведомости», авторитетная аудиторская компания KPMG. По мнению аудиторов, виной всему устаревшая и неэффективная система государственных контрактов.
Оказывается «дорожные» проблемы начинаются еще на этапе проектирования. Так, например, проектирующая организация, стремясь удержаться в рамках выделенного бюджета и как можно быстрее пройти необходимые согласования, не думает о соблюдении всех необходимых технологических процессов, а тем более о внедрении новых современных технологий. Как подчеркивают аудиторы, иногда в утвержденной рабочей документации на строительство может не хватать целых этапов. И что с этим делать, непонятно – документация-то уже утверждена.
Другая проблема, которую озвучили эксперты, заключается в ценовой политике так называемых государственных сметных сборников, на которые ориентируются при составлении бюджета строительства. Цены, регламентированные сметными сборниками, значительно отстают от рыночных показателей: средний лаг составляет 15% по стоимости материалов и до 20% по стоимости работ.
Как утверждают эксперты, из-за устоявшейся системы государственных контрактов на строительство дорог, подрядчики оказываются не заинтересованными в том, чтобы построенные ими дороги были недорогими и качественными. Отсюда известная российская практика при строительстве, когда составляется смета на качественные материалы, а вместо них используются более дешевые. Или когда реальное количество качественных материалов сильно разнится с их количеством, заявленным в смете. Например, толщину любого слоя покрытия можно намеренно уменьшить и «сэкономить» средства в свою пользу. Или еще вариант: по документам дорогу строит фирма с высокими расценками, а на самом деле, на объекте работают неквалифицированные рабочие из ближнего зарубежья.
Каким видят специалисты выход из данной ситуации, который бы привел к тому, чтобы дороги в нашей стране стали качественными? Некоторые считают панацеей заключение так называемых контрактов жизненного цикла, которые предусматривают проектирование объекта, его строительство, обслуживание и ремонт в течение определенного количества времени.
Хороший вариант, но какой подрядчик сегодня возьмется обслуживать дорогу, если он изначально знает, что изрядно на ней сэкономил?



Версия для печати

Последние новости



Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Подробнее