С нашими российскими дорогами происходят непонятные метаморфозы. Так, совсем недавно Дмитрий Медведев, будучи Президентом РФ, говорил о том, что стоимость строительства российских дорог можно удешевить минимум на 30 процентов. По мнению Владимира Путина, «дорожные» цены вообще берутся с потолка. А Счетная палата РФ в свое время приводила вообще удручающие данные: у нас в стране строительство дорог в 2,6 раза дороже, чем в Европе, втрое дороже, чем в США и в семь раз дороже, чем в Китае.
Так ли это на самом деле? И почему государство тратит на дорожное строительство огромные средства, а дороги у нас все равно плохие?
Ответ на этот вопрос попыталась дать в своем докладе, процитированном газетой «Ведомости», авторитетная аудиторская компания KPMG. По мнению аудиторов, виной всему устаревшая и неэффективная система государственных контрактов.
Оказывается «дорожные» проблемы начинаются еще на этапе проектирования. Так, например, проектирующая организация, стремясь удержаться в рамках выделенного бюджета и как можно быстрее пройти необходимые согласования, не думает о соблюдении всех необходимых технологических процессов, а тем более о внедрении новых современных технологий. Как подчеркивают аудиторы, иногда в утвержденной рабочей документации на строительство может не хватать целых этапов. И что с этим делать, непонятно – документация-то уже утверждена.
Другая проблема, которую озвучили эксперты, заключается в ценовой политике так называемых государственных сметных сборников, на которые ориентируются при составлении бюджета строительства. Цены, регламентированные сметными сборниками, значительно отстают от рыночных показателей: средний лаг составляет 15% по стоимости материалов и до 20% по стоимости работ.
Как утверждают эксперты, из-за устоявшейся системы государственных контрактов на строительство дорог, подрядчики оказываются не заинтересованными в том, чтобы построенные ими дороги были недорогими и качественными. Отсюда известная российская практика при строительстве, когда составляется смета на качественные материалы, а вместо них используются более дешевые. Или когда реальное количество качественных материалов сильно разнится с их количеством, заявленным в смете. Например, толщину любого слоя покрытия можно намеренно уменьшить и «сэкономить» средства в свою пользу. Или еще вариант: по документам дорогу строит фирма с высокими расценками, а на самом деле, на объекте работают неквалифицированные рабочие из ближнего зарубежья.
Каким видят специалисты выход из данной ситуации, который бы привел к тому, чтобы дороги в нашей стране стали качественными? Некоторые считают панацеей заключение так называемых контрактов жизненного цикла, которые предусматривают проектирование объекта, его строительство, обслуживание и ремонт в течение определенного количества времени.
Хороший вариант, но какой подрядчик сегодня возьмется обслуживать дорогу, если он изначально знает, что изрядно на ней сэкономил?