В предыдущих частях нашего интервью мы всесторонне рассмотрели текущую реформу здравоохранения. Выглядит она многообещающе, особенно в той части, где речь идет о диагностике и лечении сложных заболеваний, с которыми местные специалисты справиться не в силах. Но чаще всего жители Балашихи болеют не экзотической волчанкой, а самыми что ни на есть обычными гриппами, пневмониями и бронхитами. В этих случаях пациента вряд ли направят в региональную или московскую клинику, и медицинскую помощь ему будут оказывать по месту жительства. И потому в заключительной части беседы с главным врачом ЦРБ Балашихи Александром Ивановичем Любимовым мы вновь возвращаемся к насущным проблемам городских медучреждений. Речь, прежде всего, идет о ремонте и модернизации городских поликлиник, многие из которых, кажется, застряли где-то во второй половине ХХ века, тогда как на дворе уже 2015 год.
«Да, это проблема существует, — соглашается Александр Иванович, — но хочу уверить — со временем будут отремонтированы все городские поликлиники. Посмотрите, как преобразилась поликлиника №6 на Южном! В прошлом году был проведен ремонт на 9 миллионов 300 рублей в деревенской поликлинике в Никольском, которая находилась в плачевном состоянии. Туда закупили новую мебель, современный комплекс УЗИ, и теперь поликлиника выглядит и оказывает медицинскую помощь совсем на другом, более высоком уровне.
В прошлом году было выделено 5 миллионов рублей на приведение детских поликлиник Балашихи к общему современному стандарту. Теперь в каждой из них сделаны колясочные, где родители могут оставить под навесом коляску. Было сделано декоративное ограждение всех детских поликлиник, мы закупили новую мебель, новую форму одежды для медицинских работников, телевизоры и кулеры с водой в холлы. Заменили старые таблички, сделав унифицированные современные информационные вывески. Конечно же, до этого во всех зданиях был проведен капитальный ремонт.
Но не могу сказать, что все проблемы решены. В очень плохом состоянии находится детская поликлиника в микрорайоне Заря, и мы сейчас занимаемся этим вопросом, ищем средства для ремонта».
Родителям прочитать эти слова будет, безусловно, отрадно, но кроме детских поликлиник есть еще один тип медучреждения, на работу которого поступает много жалоб от жителей города. Речь идет о балашихинском травмпункте. Расположен он в старом центре города, а приезжают туда жители всей огромной Балашихи, так что в любое время года небольшое здание на проспекте Ленина битком забито пострадавшими людьми, многие из которых, по причине полученных травм, с трудом передвигаются самостоятельно. Отсутствует парковка, где родственники, доставившие пострадавшего на личном автомобиле, могли бы его припарковать. Изменится ли тут ситуация к лучшему?
«В работе травмпункта далеко не все гладко, — соглашается Любимов. — Раньше травмпункты существовали при поликлиниках, но потом начались проблемы с оборудованием и специалистами. Чтобы обеспечить быструю и качественную помощь пострадавшим, было принято решение оборудовать единый центр, в котором были бы собраны все необходимые ресурсы. Однако теперь, когда город так разросся, вновь встал вопрос о том, чтобы организовывать травматологические отделения в поликлиниках. Во многом процесс тормозит то, что не хватает специалистов на местах».
Нехватка квалифицированных кадров — вообще больной вопрос. Когда под боком Москва с ее «радужными» перспективами по оплате труда и карьерного роста, найти высококвалифицированного специалиста для работы в городской системе здравоохранения очень тяжело.
«Мы, конечно, испытываем кадровый дефицит, потому что по сравнению с Москвой, зарплаты наших сотрудников ниже, — вздыхает главный врач ЦРБ. — Но мы всячески пытаемся поддержать наших врачей. Во-первых, администрация откликнулась на наш призыв и начала выделять служебное жилье для сотрудников. Медработникам, чьи дети нуждаются в муниципальных детских садах, предоставляется места вне очереди. Выделяются места в общежитиях, прорабатывается вопрос о строительстве муниципального жилья для медицинских сотрудников и работников социальной сферы, для молодых специалистов. Конечно, пока что это все еще на этапе планирования, но, по крайней мере, проблемы начали хоть как-то решаться».
Частично нехватку персонала решают и с помощью современных технологий, в частности, электронной очереди. В Балашихе она была внедрена в 2014 году, и сегодня практически во всем поликлиниках стоят инфоматы, с помощью которых можно записаться на прием. Проводится и дистанционная запись на прием к врачу через Интернет.
«Только в этом году уже 45% населения записываются на прием через электронную запись, — говорит Любимов. — Конечно, пока еще не все освоили такой вид записи, однако, в детских поликлиниках больше 80% посетителей записываются через Интеренет — выросло поколение родителей, хорошо знакомых с компьютерными технологиями. Со старшим поколением сотрудники поликлиник ведут разъяснительную и образовательную работу, объясняют, как действуют инфоматы и как с их помощью, избегая очереди в регистратуру, можно записаться на прием. Со временем, надеюсь, это новшество станет таким же привычным, как электронная очередь в отделениях Сбербанка».
Наш собеседник
Александр Иванович Любимов — врач высшей категории, заслуженный работник здравоохранения Московской области, заслуженный врач Российской Федерации. В системе здравоохранения начал работать в 1979 году — сразу после окончания Первого Московского государственного медицинского института имени И.М. Сеченова. Закончив ординатуру по хирургии, он работал хирургом, урологом. С 1993 года стал заведующим урологическим отделением ЦРБ, а 15 июля 2014 назначен на должность главного врача Центральной районной больницы городского округа Балашиха.
Женат, вырастил троих детей, сейчас воспитывает четверых внуков.