Достоверно

01.10.2012   11:56   Источник:

Поздравление веторанов с с 80-летием образования Гражданской обороны.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА: ОТ ПЕТРОГРАДА ДО НАШИХ ДНЕЙ
4 октября 2012 года исполняется 80 лет со дня образования системы Гражданской обороны, которая прошла большой и трудный путь становления и развития и сегодня является важной составляющей общегосударственных оборонных мероприятий.
2012 юбилейный год объявлен Годом Гражданской обороны.

История становления
Мирному населению на протяжении всей истории существования грозят различные опасности, в том числе связанные с боевыми действиями. Известен трагический факт, когда 22 апреля 1915 года впервые в истории войн немецкой армией было применено химическое оружие в виде газовой атаки хлором, жертвами стали 5 тысяч французских и бельгийских солдат. Развитие авиации сделало возможным нанесение поражения людям и объектам, а также доставку отравляющих веществ в глубокий тыл противника. Возникла необходимость в выполнении мероприятий и создании подразделений, осуществляющих непосредственную защиту населения.
В России противовоздушная оборона возникла в феврале 1918 года, когда Петроград оказался под угрозой вражеского удара. Помимо развёртывания зенитных батарей, авиационных и прожекторных отрядов, в городе открылись специальные пункты, где население могло получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указаниями как можно избежать отравления ядовитыми газами. Начали действовать курсы первой помощи. 8 марта 1918 года в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей» впервые в истории были изложены правила поведения населения при налётах самолётов противника.
Период Великой Отечественной войны
Годы Великой Отечественной войны показали человечеству беспрецедентный случай единства всего нашего народа в стремлении к Победе. Это проявилось и в деятельности местной противовоздушной обороны СССР (МПВО), в силы которой вошли, в первую очередь, женщины, подростки и пожилые люди. Только в Ленинграде к концу 1942 года около 1,5 тысячи женщин командовали различными формированиями и подразделениями в системе МПВО.
В задачи МПВО входило не только тушение пожаров и организация укрытия населения в бомбоубежищах, но и тяжёлая и не слишком приятная работа – заготовка дров для больниц и детских садов, организация эвакуации нетрудоспособного населения, оказание помощи пострадавшим при бомбёжках и захоронение тел погибших. Существовала серьёзная угроза применения химического оружия, и бойцы МПВО обучали население применению противогазов, обеспечивали их выдачу, были готовы к проведению дегазации. Занимались они и восстановительными работами, разбором завалов. Трудно представить, что всё это легло на плечи подростков, женщин и стариков. При освобождении оккупированных врагом территорий возникала новая, ещё более опасная задача – разминирование полей и сооружений.
Восстановление страны
После завершения Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашисткой агрессии. Специальные пиротехнические отряды МПВО участвовали в сплошных разминированиях территории СССР. Одной из важнейших задач МПВО в этот период являлась помощь на местах в восстановлении народного хозяйства. Силами МПВО восстанавливались разрушенные школы, больницы, детские сады, театры, библиотеки, участки метрополитена, сооружения канализации и электроснабжения.
В ночь с 5 на 6 октября 1948 года на территории Туркменской ССР произошло одно из наиболее губительных в мировой истории землетрясений. Полученный силами МПВО опыт по ликвидации последствий землетрясения имел большое значение для дальнейшего совершенствования МПВО в решении задач мирного времени, направленных на проведение спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зоне бедствия.
Ядерная угроза
В 50-е годы с появлением ракетно-ядерного оружия начался качественно новый этап по совершенствованию МПВО. В то время органы управления, силы МПВО и население были не готовы для действий в очагах ядерного поражения. Речь уже шла о создании комплекса средств, который позволил бы не только защитить людей, но и обеспечить функционирование системы жизнедеятельности государства в условиях применения оружия массового поражения.
Народная оборонная система
В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная всенародная оборонная система – Гражданская оборона СССР. По своей важности вопросы Гражданской обороны вышли на стратегический уровень, приобрели первоочередную значимость.
Согласно принятому Положению «О Гражданской обороне СССР» Гражданская оборона являлась системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, и строилась по территориально-производственному принципу. Её предназначение чётко обозначило временные границы использования Гражданской обороны – на случай применения ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия. В ходе преобразований 1961-1972 годов стало заметно, что она превратилась в самостоятельную государственную службу. Назревала необходимость принятия закона о Гражданской обороне и переведения её в самостоятельную структуру с сохранением снабжения частей Гражданской обороны через военные округа. Министерство обороны было за такой подход, однако ЦК КПСС считал целесообразным включить Гражданскую оборону в состав Министерства обороны.
Место и роль ГО в мирное время
Лесные и торфяные пожары, охватившие Подмосковье летом 1972 года, заставили серьёзно задуматься над местом и ролью системы ГО в мирное время. В 1974 году правительство принимает постановление «Об использовании в мирное время невоенизированных формирований ГО», а в 1978 году – «О мерах по улучшению защиты населённых пунктов, предприятий и других объектов и земель от селевых потоков, снежных лавин, оползней и обвалов». Но проблема состояла в том, что существующие формирования были не готовы к эффективному ведению борьбы со стихией.
К концу 1980-х годов ориентация на решение ГО только задач военного времени привела к тому, что у многих людей сложилось легковесное отношение и в какой-то мере недоверие к мероприятиям Гражданской обороны. 30 июля 1987 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 866213 «О мерах по коренной перестройке системы Гражданской обороны». Если раньше говорили о Гражданской обороне как об одном из важнейших стратегических факторов обороноспособности страны, то в начале перестройки стали говорить и о социальной направленности её задач, их гуманном характере. При этом следует иметь в виду, что Гражданская оборона одновременно практически готовит себя к действиям в условиях войны.
Новые задачи потребовали и осуществления ряда конкретных мероприятий. Прежде всего тех, которые должны быть ориентированы на повышение её деятельности в условиях мирного времени. Так, одним из важнейших решений того времени было иметь в штабах ГО два оперативных плана Гражданской обороны: план ГО на военное время и отдельно план ГО мирного времени на случай возможных ЧС, связанных с возникновением стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Штабы ГО областей (краёв, АССР), на территории которых размещены атомные, химические и другие потенциально опасные объекты, должны были иметь такую организационно-штатную структуру, которая обеспечивала бы эффективное выполнение задач и исключала бы необходимость её перестройки при возникновении ЧС. Предполагалось изменить порядок оповещения. Звук сирены теперь должен означать сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ». Предполагалось изменить принцип создания защитных сооружений. Вместо строительства защитных сооружений, приспосабливаемых под народнохозяйственные цели, необходимо возводить сооружения подземного пространства городов, приспосабливаемых под защитные сооружения.
Радиационная и химическая защита в части защиты населения должна была осуществляться путём обеспечения соответствующих категорий населения средствами индивидуальной защиты, своевременного использования последних, а также внедрением режимов радиационной защиты. В отличие от военного времени, в мирное время эти средства необходимо максимально приблизить к населению. После землетрясения в г. Спитаке (Армения, 1988 год) на местах стали создаваться добровольные и штатные подразделения спасателей. Все эти спасательные формирования, создаваемые в инициативном порядке, были объединены в единую Союзную Ассоциацию спасателей.
Девяностые годы
Особое значение в деле становления спасательных формирований СССР имело Постановление Совета Министров СССР от 30 ноября 1990 года № 1201 «Вопросы ассоциации спасательных формирований СССР». Постановлением подразделения аварийно-спасательных формирований СССР включались в состав сил, привлекаемых к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других ЧС.
В соответствии с Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 года на базе Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров РСФСР и Штаба Гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ПСЧС РСФСР). Так было положено начало созданию в России современной государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.
1 марта 1993 года были приняты важные постановления по вопросам, имеющим непосредственное отношение к Гражданской обороне: «Об укомплектовании войск Гражданской обороны Российской Федерации», «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» и «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».
8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О Гражданской обороне», в котором общее руководство Гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на председателя Совета Министров – Правительства Российской Федерации, который по должности стал начальником Гражданской обороны страны.
Гражданская оборона сегодня
Силы и средства Гражданской обороны неоднократно использовались при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. Например, при недопущении трансграничного переноса опасных химических веществ к водозаборам поселений и главному водозабору питьевого водоснабжения Хабаровска после серии взрывов на химической фабрике в китайской провинции Цзинь в 2005 году.
В ноябре 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено Положение о Гражданской обороне Российской Федерации, которое определило порядок подготовки к ведению и порядок ведения Гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия Гражданской обороны, направленные на выполнение задач Гражданской обороны.
Реализация комплекса мероприятий по совершенствованию Гражданской обороны позволила в августе 2008 года силами Гражданской обороны эффективно осуществить гуманитарную операцию по оказанию помощи населению Южной Осетии, пострадавшему от агрессии Грузии.
В период жаркого лета 2010 года силы Гражданской обороны, включая спасательные воинские формирования, приняли непосредственное участие в ликвидации крупных природных и лесных пожаров, показав на практике свои возможности по эффективному выполнению поставленных задач.
В марте 2011 года в связи со сложной обстановкой на японских АЭС, включая аварию на «Фукусиме», была развёрнута сеть наблюдения и лабораторного контроля для ведения мониторинга радиационной обстановки на Дальнем Востоке.
В современных условиях государство и Гражданская оборона неотделимы. С одной стороны, она активно участвует в обеспечении жизнедеятельности и безопасности общества, с другой – организуется и развивается в соответствии с общими законами и процессами, присущими государству в данный период времени. Сегодня главной отличительной чертой Гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.
В.В. ЩЕРБИНИН
директор Центра по делам ГО и ЧС городского округа Балашиха

4 октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало созданию местной противовоздушной обороны СССР (МПВО). В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днём рождения местной противовоздушной обороны – основы будущей системы Гражданской обороны СССР.

В начале 1998 года вступил в действие Федеральный закон «О Гражданской обороне». Впервые в истории России проблемы Гражданской обороны были регламентированы законодательным актом.

С ЮБИЛЕЕМ!
Уважаемые ветераны Гражданской обороны!
От всей души поздравлем вас и членов ваших семей с 80-летием образования Гражданской обороны.
В разные времена в системе ГО служили и работали наши земляки Б.Н. Мельнийчук, Р.Г. Романишен, М.В. Аршакян, Н.Д. Комин, Е.Г. Кочкин, В.Г. Щербакан, Т.Ш. Файзулин, Г.И. Шариков, В.В. Новичихин, Д.А. Козубай.
Сейчас работают В.В. Щербинин, Г.П. Камков, В.М. Титов, В.Н. Журавлёв, М.Б. Аксёнов, Д.А. Дрыга, В.В. Шабанов, Н.Н. Байков.
Счастья вам, здоровья и благополучия!

В настоящее время уполномоченным подразделением в решении задач Гражданской обороны, защиты населения и территорий от возможных ЧС и координации действий экстренных служб на ликвидацию ЧС постановлением главы администрации городского округа Балашиха является МБУ «Центр по делам ГО и ЧС городского округа Балашиха»



Версия для печати

Последние новости



Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Подробнее