МАСТЕРОК

Достоверно

11.11.2011   09:15   Источник:

Великорецкий крестный ход. Воспоминания Анатолия Мамаева

Неведомая Вятская страна…,                                                                         
В которой прежде с христианами не знались,
В которой чуди, черемисы, вотяки
Болванам деревянным поклонялись.

В Днепре крестилась Киевская Русь…,
Великий Новгород Софией утвердился…,
Умножился числом, в нём избранный народ
И в земли вятские с молитвой расселился.

Чудской Болванский городок не устоял,
В нём новгородцы город Хлынов заложили
И чтя законы и обычаи отцов,
Непокорёнными вятчанами прослыли.
А. Мамаев

     В июне 2011 года священнослужители и прихожане Храма Александра Невского приняли участие в Великорецком крестном ходе. Великорецкий крестный ход – это торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с крестом, иконами, хоругвями и Великорецким образом Святителя Николая совершаемое в соответствии с установлениями Русской Православной Церкви с целью молитвенного поклонения Великорецкому образу Святителя Николая на месте его обретения в 1383 году и прославления Бога за Его щедрые милости всем православным христианам, усердно почитающим этот чудотворный образ. Великорецкий крестный ход проводится ежегодно в одни и те же числа - с 3 по 8 июня, и по одному и тому же маршруту. Путь крестоходцев лежит из Серафимовского собора г. Киров в храм Св. Николая Чудотворца Трифонова монастыря г. Вятки. Общая протяженность маршрута 150 км. Своими воспоминаниями делится Анатолий Мамаев.

    
ВОСПОМИНАНИЯ О ВЕЛИКОРЕЦКОМ КРЕСТНОМ ХОДЕ

     Впервые Великорецким крестным ходом я пошёл в 2008 году. Родом я, можно сказать, из тех мест, и, конечно же, не раз слышал в годы своей юности о хождении на реку Великую.
О преодолении каких-то физических трудностей разговоры ни когда не велись, как будь-то их и не существовало. Возможно это от того, что вся жизнь в те годы была сплошным подвигом, а хождение пешком на дальние расстояния обычным делом. Более всего в сознании отложилось то, что в этом хождении заключалась какая- то чудодейственная сила, ради которой всё житейское было второстепенным.
     Как человек духовно не защищённый, с началом школьного образования я, как и все мои сверстники, был легко переубеждён в атеисты, но безоговорочное доверие своей матери Елизавете Григорьевне не давало мне сомневаться в величии и святости происходящем на реке Великой. Для неё, рожденной до революции, пережившей произвол раскулачивания и бремя военного времени, это хождение так и осталось не исполненным заветным желанием.
Приехав в очередной раз к своей сестре в Киров, в ближайшем храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии я увидел информацию о предстоящем Великорецком крестном ходе, связанном с юбилейным 625-м годом явления иконы Николая Чудотворца на реке Великой. Решение было принято тут же. Когда сказал сестре Людмиле, то она, как будь-то, ждала этого и сразу сказала, что тоже пойдёт со мной, хотя в тот год ей исполнилось 70 лет.
     В первом переходе до села Макарье мы старались не терять друг друга из вида, но быстро поняли, что это отнимает много сил и, главное, отвлекает от духовной, молитвенной сосредоточенности. Мы договорились встречаться на привалах с правой стороны от иконы. Первые два дня каждый из нас старался идти как можно ближе за иконой, где все идут молча и ни кто самостоятельно не молится, потому что слышат пение сводного большого хора. Духовной собранности идущих впереди, способствует и доходящий аромат ладана, особенно в утренние часы, когда воздух ещё не прогрет и отсутствуют восходящие потоки. Душа тогда наполняется радостью от мысли, что ты сейчас не как всегда, когда только стоял и молился в церкви в ожидании спасения. Сейчас ты сам идёшь навстречу Спасителю.
     Но за всё надо платить, и за радость следования вблизи за иконой нам, не имеющим достаточного опыта, пришлось очень скоро заплатить разболевшимися ступнями ног, множеством мозолей и даже схождением ногтей с больших пальцев, потому что впереди все идут очень плотно: «плечо в плечо», с опаской наступить на ноги впереди идущих, и тут уж выбирать не приходится, где лучше ступить на неровной дороге. Все эти болячки преодолимы и поэтому не вызывают, по-моему, ни у кого ни огорчения, ни уныния.
     Много за 6 дней Хода выпадает каждому и других, личных испытаний и трудностей: кого-то укусит клещ; кто-то поскользнётся и упадёт в лужу, а кому-то и срочно бывает нужен врач или иная помощь, но всегда рядом оказываются люди, готовые помочь, и которые называют пострадавшего не иначе, как братом или сестрой и не отходят, пока нужны. Это дорогого стоит.
     Не менее радует и забота светских властей от районных до областной, когда постоянно видишь сопровождение милицией, МЧС и машинами скорой помощи. Видишь, как организован ночлег и питание в больших населённых пунктах, разровнены колеи в трудно проходимых местах и обработаны обочины дорог от клещей. Кстати, в этом году я не слышал ни об одном случае укуса за всё время крестного хода, а после него, на даче у родственников, за какой-то час хождения по лесу я обнаружил на себе двух, а жена пять клещей, два из которых успели так присосаться к ней, что с трудом были удалены.
     Юбилейный крестный ход был особо радостен тем, что первые два дня его были пасхальные. Каждый переход до отдания Пасхи начинался и заканчивался соответствующими молебнами. Повсюду нас встречали Пасхальным приветствием: «Христос воскресе!», на что мы всегда громко отвечали: «Воистину воскресе!».
     Каких только явлений погоды мы не увидели в тот год. Первый день был тихий и безоблачный, поэтому все изнывали от жары с тяжёлыми рюкзаками за спиной. К тому же от пыли, поднятой десятками тысяч ног на песчаной дороге, было трудно дышать. На следующий день, в полдень, разразилась мощнейшая гроза, перешедшая в затяжную морось. После были похолодание с утренним густым туманом и инеем на траве, двойная радуга, нимб вокруг солнца, град, крупа и всё завершилось крупными хлопьями снега, когда мы 8-го июня подходили к Кирову.
     В следующий, 2009-й год, уже два последних дня Крестного хода завершались в великий праздник. Это были Дни Святой Троицы и Святого Духа. Проходя лесом, мы не могли не украситься веточками берёзы и в таком убранстве возвратили святыню на прежнее место, неся по Кирову и прославляя Святую Троицу.
     Очень трогательны моменты прохождения Крестного хода по деревням, когда жители заранее устанавливали всевозможные ёмкости с холодной водой на лавки вблизи своих домов, чтобы утолить жажду всем желающим во время жары. Когда же бывает по-осеннему прохладно и дождливо, то предлагают горячий чай, настоянный на травах. Случаются и другие угощения из домашних заготовок.
Вряд ли можно найти более важное событие для Вятского края за последнее десятилетие, чем Великорецкий крестный ход. Ни в один другой праздник люди не выходят так массово на улицы и не собираются у открытых окон, чтобы сначала проводить, а потом встретить крестоходцев. Многие снимают на фото и видеокамеры, чтобы сохранить в памяти увиденное. Большинство же просто стоят, поражённые масштабностью собравшихся вместе людей и идущих в едином порыве на нелёгкие испытания или возвращающихся как победители из трудного военного похода. Кого здесь только не увидишь? Идут и те, кому за 80 и те, кто ещё совсем недавно научился ходить, больные и здоровые, семьями и в одиночку. Всех, собравшихся на духовную брань, всегда перед выходом благословляет правящий архиерей, а после обильно окропляют святой водой.
     Очень много людей приезжает на крестный ход из Москвы или следующих транзитом через Москву. Балашиха не является исключением. Галина Юрьевна Яковенко, преподаватель истории 14-ой школы в Салтыковке, ходила, к примеру, уже 5 раз, а Игорь Вениаминович Салтыков с армейским другом два года подряд. Много лет неукоснительно ходит и мой Вятский земляк, известный писатель Владимир Николаевич Крупин. На одном из привалов мы отдыхали вместе, и он тоже был со своей сестрой. За три перехода до Кирова я вновь увидел его, несущего Великорецкую икону. Тогда я решил, что если будет Воля Божия и на следующий год пойти на «Великую», то постараюсь взять у Председателя Крестного хода благословение хотя бы один переход нести икону. Слава Богу, моё желание исполнилось дважды. Сложно описать радость, которую я испытывал каждый раз, неся великую святыню. Очень много людей, встретившихся нам на пути, с крестным знамением и с поклоном проходили под ней.
     В нынешнем, 2011 году от нашего прихода храма Александра Невского впервые крестным ходом прошла Светлана Александровна Громова. Фотоаппарата у нас не было, потому что, увиденное и пережитое за шесть дней невозможно сохранить лучше, чем в памяти. А уж если кто-то не из праздного любопытства заинтересуется, то фото и видеоматериалы можно посмотреть на сайте Великорецкого крестного хода, чтобы иметь представление. Да и Светлана Александровна, надеюсь, с радостью поделится своими впечатлениями с каждым, в ком загорится искра крестоходца.
Великорецкий крестный ход - это школа смирения и любви к ближнему, это особая форма служения Богу и почитания великого Его угодника - Николая Чудотворца.

А.А.Мамаев
     Подробную информацию о Великорецком крестном ходе можно узнать на официальном сайте http://www.velikoretsky-hod.ru/



Версия для печати

Последние новости


Стоматология Эстетик Дент