Лучше всего в России сегодня реализуется право детей на посещение школы. Хуже обстоит ситуация с детскими садами. И наиболее плохо, по мнению родителей, дело с защитой детей от вредной для них информации. Таковы данные исследования, проведенные ВЦИОМ.
Самой важной проблемой детства с точки зрения россиян, остается алкоголизм и наркомания среди детей и подростков (47%). На втором месте - детская и подростковая преступность (31%). Третья по значимости проблема - низкий уровень жизни российских семей, имеющих детей (27%).
Менее острыми кажутся россиянам такие вопросы, как детская беспризорность (18%), проблемы детского досуга (14%), воспитание детей в дошкольных и школьных учреждениях (14%), насилие в отношении детей (13%), плохие жизненные условия детей-сирот в специализированных учреждениях (9%). Замыкают рейтинг детских проблем эгоистичность современного общества в его нежелании иметь детей и воспитывать их (6%), проблема усыновления - как российскими, так и иностранными гражданами (по 4%).
За последние два года россияне стали придавать больше значения проблемам низкого уровня жизни семей с детьми (с 20 до 27%), а также плохие жизненные условия детей-сирот в специальных учреждениях (с 5 до 9%). С 2005 года существенно выросла обеспокоенность респондентов воспитанием детей в дошкольных и школьных учреждениях (с 6 до 14%), насилием в отношении детей в семьях (с 6 до 13%).
По мнению россиян, самые плохо реализуемые сегодня права детей - право на защиту от насилия и жестокого обращения и защиту от информации, наносящей вред их здоровью и нравственному развитию. Проблемы, имеющие отношение к законодательно закрепленным правам детей, не входят в число наиболее острых вопросов детства.
У уполномоченного по правам человека в Московской области Александра Жарова профессиональный взгляд на самочувствие детей в обществе.
- Основные проблемы детей связаны с нарушениями их прав на жилье, социальное обеспечение, образование, охрану здоровья, семейные ценности. Большая часть касается судеб детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов. В Московской области их проживает более 17 тысяч человек. Более 70 процентов находятся под опекой. Но недостатки нормативно-правового регулирования, а также неправомерные действия должностных лиц приводят к нарушениям прав при осуществлении семейного устройства детей.
Например, прокуратурой Московской области выявлены многочисленные нарушения законодательства в деятельности органа опеки и попечительства в городе Железнодорожный. К примеру, грубо нарушены права 13-летней девочки-сироты, находившейся с 1998 года под опекой родственницы. В отсутствии каких-либо правовых оснований в мае 2009 года начальник Управления опеки и попечительства города Железнодорожный Б. по надуманным основаниям вынесла решение об изъятии девочки из семьи опекуна и помещении ее в детдом, находящийся в другом муниципальном образовании Подмосковья. В отношении чиновницы возбудили уголовное дело, она уволена с занимаемой должности. Ребенок возвращен в семью опекуна.
Количество детей, остающихся без попечения родителей, зависит от уровня неблагополучия в семьях. По данным Министерства образования области на учете стоит около шести тысяч детей, находящихся в социально опасном положении. Московский областной суд ежегодно принимает более 2,5 тысячи решений о лишении родительских прав.
Значительная часть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, касается нарушения жилищных прав. В 2010 году их число возросло в полтора раза. Большинство жалоб по этим вопросам поступают из Можайского, Воскресенского, Подольского, Раменского, Мытищинского, Каширского, Орехово-Зуевского муниципальных районов, города Дзержинский. Из более 17 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантии по предоставлению жилья за счет субвенции из бюджета Московской области имеют 2 946 человек. Из них у 2 331 – нет жилья, у 615 – имеют жилье, но признаны нуждающимися.
Одна из проблем, препятствующих обеспечению жильем этих детей - несоответствие размера предоставляемой субвенции рыночной стоимости жилья. Поэтому жилье приобретается в основном на вторичном рынке, в старых постройках, не лучшего качества, иногда требующее дорогостоящего ремонта.
Да и в семьях, где растут дети проблем не меньше. Им их добавили поправки, внесенные в Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области». В соответствии с изменениями с 1 января 2010 года социальные пособия стали выдаваться только семьям, имеющим средний доход на человека не выше прожиточного минимума. Как следствие, - право на получение указанного пособия утратили многие семьи.
Такое положение дел, по мнению Института уполномоченного по правам человека в Московской области, несправедливо.
По мнению Александра Жарова, препятствием становятся не только законодательные ограничения, но формальный подход и отсутствие квалифицированных разъяснений сотрудниками территориальных управлений соцзащиты населения и органов опеки и попечительства. Почти все ответы в адрес заявителей содержат предложение в случае несогласия обращаться в суд. Однако родители новорожденных детей ограничены временем и крайне редко реализуют данное право. Например, в результате бездействия органов опеки и попечительства Ленинского муниципального района гражданка К. не могла в течение нескольких месяцев с момента рождения ребенка получить свидетельство о рождении. Ребенок был лишен медицинского обслуживания, у матери возникли трудности с работодателем в связи с отсутствием документов, подтверждающих рождение ребенка. Только после вмешательства Уполномоченного, документы были оформлены.
В два раза возросло число обращений о помощи в реализации прав детей на получение алиментов. По данным Уполномоченного, в регионе отсутствует единая система учета детей, имеющих право на алиментные выплаты. Право на алименты имеют свыше 6 тысяч детей или более 35 процентов от числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причем, размер этих выплат - от 300 рублей до 1000 рублей в месяц.
Соблюдение прав детей определяет состояние и уровень развития общества. За последние годы в Московской области принят ряд нормативных правовых актов, которые направлены на улучшение положения семей и детей. К важнейшим из них, можно отнести:
Закон Московской области от 4 декабря 2009 г. № 148/2009-ОЗ
«О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию
несовершеннолетних в Московской области»;
Постановление Правительства Московской области от 25 февраля 2010 г. № 92/7 «О мерах по организации отдыха и оздоровления отдельных категорий детей»,
Постановление Правительства Московской области от 9 июля 2010 г. № 521/29 «О заключении в 2010 году Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Московской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Московской области на организацию дистанционного образования детей-инвалидов»;
- Постановление Правительства Московской области от 9 июля 2010 г. № 522/29 «О заключении в 2010 году Соглашения о предоставлении субвенции на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью и Соглашения о предоставлении субсидии на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю»;
- Постановление Правительства Московской области от 27 августа 2010 г. № 711/40 «О заключении соглашения между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Правительством Московской области об обеспечении деятельности на территории Московской области детского телефона доверия (службы экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером».
Портал «НовостиМО»
специально для vbalashihe.ru.