2013-09-20 (Источник1: )
Ангел Русской Церкви (часть 1)
9 октября Святая Церковь торжественными богослужениями славит двух великих угодников Божиих – апостола и евангелиста Иоанна Богослова, любимого ученика Иисуса Христа и нашего соотечественника, святого XX века – святителя Тихона, Патриарха Московского. В день памяти апостола Иоанна, в 1989 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил Патриарха Тихона к лику святых.
9 октября Святая Церковь торжественными богослужениями славит двух великих угодников Божиих – апостола и евангелиста Иоанна Богослова, любимого ученика Иисуса Христа и нашего соотечественника, святого XX века – святителя Тихона, Патриарха Московского. В день памяти апостола Иоанна, в 1989 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил Патриарха Тихона к лику святых.
Святитель Тихон был причислен к лику святых в день преставления апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысел Божий. Последняя книга Нового Завета – Откровение Иоанна Богослова описывает события, которые произойдут перед Вторым Пришествием Иисуса Христа на землю. Из Книги Апокалипсиса мы узнаём, что у каждой Поместной Православной Церкви есть свой Ангел. Есть такой Ангел и у великой Русской Православной Церкви. Зная историю огненного испытания нашей Святой Церкви, которое выпало ей в прошлом веке, таким Ангелом Русской Церкви можно полноправно именовать святителя Тихона, Патриарха Московского.
«Дети, любите друг друга! – говорил в последней проповеди апостол и евангелист Иоанн Богослов. – Это заповедь Господня, если её соблюдаете, то и довольно». В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет святое имя её, чистота подвига её чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!». Вот это обращение – «чадцы мои» - очень хорошо показывает душу святителя Тихона, стремящегося по-отечески обнять всю всероссийскую паству, согреть её теплом любящего сердца, стремящегося вместить скорби и боль всех его чад.
В 1992 году были обретены его нетленные мощи, почивающие ныне в Донском монастыре города Москвы.
***
Сегодня в России двадцать первого века идут различные процессы, оценку которым вынесет время, но уже сейчас мы видим истинное духовное возрождение нашей страны. Непростым и долгим был путь к нему. Порой нам кажется, что самое трудное – возрождение разрушенных храмов, монастырей и иных святынь, но ведь труднее было Предстоятелям Церкви – патриархам, митрополитам в годы атеистических гонений прошлого века видеть разрушение Церкви, видеть репрессии против иерархов, священнослужителей, монашествующих и простых верующих. Слова святителя Тихона, Патриарха Всероссийского: «Пусть погибнет моё имя в истории, только было бы благо Церкви» - были руководящими словами для всех Предстоятелей нашей Церкви в XX веке.
Личность святителя Тихона Московского, его слова, были ориентиром для жизни Русской Православной Церкви в самый тяжёлый период её существования. Проповедь Святителя, его деятельность как Предстоятеля Русской Церкви сохраняли её и готовили духовный расцвет, начавшийся в конце XX века. В преддверии дня памяти Ангела Русской Церкви коснёмся деятельности великого церковного Иерарха.
Святитель не боялся, что погибнет его имя. Но не погибло и никогда не погибнет в истории и сердцах верующих православных христиан имя святителя Тихона Московского, возглавившего нашу Церковь в один из самых труднейших периодов ее бытия.
Мы продолжим беседу о святителе Тихоне в следующем выпуске Православного обозрения публикацией интересных мемуаров, а сегодня обратимся к сути и спасительности для народа Божиего святительского служения.
Во все времена истории человечества подразумевалась необходимость посредничества между Богом и людьми, необходимость особого, таинственного служения, которое не сравнимо ни с чем другим. Для того чтобы был порядок, необходимы иерархия ценностей, важности разных дел и, конечно же, иерархия в отношениях между людьми. Принцип иерархичности существует в любом обществе, государстве, в любом деле. По своей природе иерархична и Церковь Христова. Глава её – Сам Христос. Господь управляет Своей Церковью посредством Святого Духа. Господь установил в Церкви различные служения, установил определенную структуру Церкви, но поставляет на служение Святой Дух. Поставление епископов (по синодальному переводу «блюстителей») совершает Святой Дух. Об этом мы читаем в Книге Деяний святых апостолов, в главе 20, 28 стих. В христианство принцип иерархичности пришел из Ветхого Завета совершенно естественным образом. Однако, в Новом Завете священство – не просто иерархия, не просто служение некоему порядку. Чтобы понять это, нужно вспомнить слова апостола Петра: «Вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Петр. 2, 9). Это говорится о всех христианах, но о священнослужителях в особенности. Можно увидеть две составляющие в учении Церкви о священстве: его онтологическую природу и иерархический принцип. Трехстепенная иерархия существует в Церкви с глубокой древности. Уже во II веке священномученик Игнатий Богоносец ясно указывает на епископа как возглавителя Церкви и на пресвитеров как на его сослужителей, находящихся в полном единомыслии с ним и подчиняющихся ему: «Пресвитерство так согласно с епископом, как струны в музыкальном интструменте». Повинуясь епископу, пресвитеры повинуются Самому Христу в его лице. Епископ олицетворяет всю полноту Церкви, и несогласие с ним означает разрыв с Церковью. Христиане призываются относиться к иерархии с уважением: «Все почитайте диаконов как заповедь Иисуса Христа, а епископов как (Самого) Христа… пресвитеров же как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви». Внутри Церкви иерархическое священство неразрывно связано с народом Божьим – и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины. Христианское православное священство имеет происхождение в благословении Христовом, которое совершилось по Воскресении Иисуса Христа и особенно – в Пятидесятнице, когда на апостолов снизошёл Дух Святой и они обрели благодатную силу. Только тогда они сделались апостолами во всей полноте этого слова. Именно с этого времени начинается их таинственное благодатное служение. И впоследствии священство всегда было связано с получением особой благодати через Таинство Рукоположения.
Епископы (патриарх) являются непосредственными преемниками и продолжателями служения апостолов. На тесную связь апостольского и епископского служения указывает тот факт, что Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании назван не только апостолом (Евр. 3, 1), но и епископом (1 Пет. 2, 25). Несомненно, образ служения апостолов и епископов различен: апостолы совершали своё служение в масштабах Вселенской Церкви, в то время как служение епископское ограничено пределами Церкви Поместной. Несмотря на различие в образе служения, апостолы передали епископам все необходимые для прохождения пастырского служения полномочия. Служение святителя Тихона можно назвать равным апостольскому служению, например, во время его пребывания на кафедре в Северной Америке. Да и служение патриаршее на бескрайних просторах России в трудном двадцатом веке не является ли подобным апостольскому? О великой миссии патриаршего служения в России говорит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: «… изволением Духа Святого Господь управляет Церковью через священноначалие, поэтому служение Предстоятеля Церкви есть не административная должность, но высочайшее духовное призвание. Для человека, несущего крест патриаршего служения, требуются – и Богом открываются – совершенно новые качества. В этом служении нет места ничему личному; оно не знает отпусков или выходных дней, не оставляет времени для отдыха или недомогания; это служение многотрудное и жертвенное… Через сердце Первосвятителя проходят все скорби, все печали и нужды общества».[1] Епископство – высшая степень священства. Священник Христов – строитель тайн, строитель Тела Христова. В ещё большей мере это относится к благодатной деятельности святителей Христовых: к созиданию нового Царства благодати, к проповеди усыновления, к собранию воедино расточенных чад Божьих, к преображению мира и человека. Святитель как служитель Христов носит на себе образ Божественного Учителя. Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20; 28). Это служение Христово, особый образ этого служения, образ пришествия Божия на землю запечатлевается в человеке, когда он получает дар священства. Ему даётся власть вязать и решить по образу власти Христовой. Ему даётся быть пастырем по образу Христова пастырства. Ему даётся удел быть жертвой по образу Христову. Как Христос принёс Себя в жертву, так и священник обязательно должен быть жертвой по образу Христа. Это очевидно из того, что любовь Христова имеет жертвенную природу. От человека, на груди которого крест с изображением Христа, распятого за людей, ждут такого же сострадания и такой же любви, как от Самого Христа. «Будь образцом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте», - говорит апостол Павел Тимофею, которого он рукоположил в сан епископа (1 Тим. 4, 12).
Для огромной православной России начала двадцатого века её главным епископом, её Патриархом, печальником и молитвенником, духовным образцом в архипастырском слове, в богоугодной жизни, в святой любви, в духе, в крепкой вере, в духовной чистоте стал Святейший Тихон. В слово Святейшего Патриарха, в его спасительную проповедь, в его служение, в его жизнь вслушивалась вся Россия, каждый представитель народа Божьего. Он во всей полноте осуществил то служение для Русской Православной Церкви, о котором было сказано выше.
В наше время увидели свет многие архивные документы, доносящие до нас голос той страшной, переломной эпохи, когда Господь судил святителю Тихону взойти на Патриарший престол. Сегодня у нас есть возможность ознакомиться с этими документами, ведь в советский период истории делалось всё возможное, чтобы как можно меньше было известно об этом великом человеке и его деятельности, а то немногое, что сообщалось, являлось далеким от истины. Лишь память человеческая, да засекреченные архивы спецслужб хранили правду. Через знакомство с ранее не публиковавшимися документами, через мемуары и рассказы разных людей о их впечатлениях от встреч со святителем Тихоном Московским мы становимся ближе к святому заступнику Русской Церкви и страны; больше узнаём о том, какой тяжкий груз ему пришлось нести на своих плечах. Нам всем ещё предстоит осмыслить значение всего, сделанного святителем Тихоном для того, чтобы наш народ мог сохранить душу живой, когда именно на эту самую душу и ополчилась такая яростная брань, какую только знала мировая история. Святитель встал за душу народа, за его совесть, за тысячелетнюю духовную традицию. За сохранение главной святыни – нашей спасительной православной веры.
Духовное зрение Святейшего Тихона позволяло ему видеть происходящее в истинном свете. То, что на первый взгляд казалось гибелью, катастрофой, историческим тупиком, на самом деле было исполнено глубочайшего спасительного смысла, устремлено в будущее, в очищение, оздоровление. Так видел избранник Божий происходящее в России в начале XX века, одновременно, как никто другой, ощущая и переживая весь трагизм событий.
[1] Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Через сердце первосвятителя проходят все скорби// Православная Москва. - № 11 (311).
Автор: протоиерей Александр Бутрин, клирик Преображенской церкви г. Балашиха
|