Благочиние \ Виртуальный тур

2013-08-29 (Источник1: )

Храм Покрова Пресвятой Богородицы Балашиха, мкр Лукино




Если въезжать в Москву по Стромынке, нынешнему Щелковскому шоссе, то ближайшим к столице храмом будет Покровский, что в селе Пехра-Покровское (Лукино). Храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Руси известны с XII столетия, когда заботами благоверного князя Андрея Боголюбского был установлен в нашей Церкви праздник Покрова Богоматери и стали появляться посвященные этому празднику храмы - из известнейших напомним о храмах Покрова на Нерли, Покрова на Рву (собор Василия Блаженного), Покрова в Филях.

Скромный храм в селе Пехра-Покровское имеет многовековую историю: свидетельство о нем можно найти в рукописном Троицком патерике XV века. Из жития святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, известно, что родился он в семье священника подмосковного села Пехорка и, уже приняв монашеский сан, некоторое время служил священником в Покровском храме, заменяя своего престарелого родителя. Так на Балашихинской земле начался и путь жизни земной, ипуть священнослужения одного из известных угодников Божиих Древней Руси.

Самые ранние документальные упоминания о Покровском храме относятся к первой четверти XVII столетия; в писцовой книге Московского уезда за 1623-1624 гг. село Покровское «Погост, а Слободка тож» Пехорского стана числится «за Великим Государем Святейшим Патриархом Филаретом Никитичем Московским и всея Руссии». Храм «клетского типа» представлял собой покрытую двускатной кровлей клеть-избу с прирубами: с востока - алтарь, и с запада - трапезная, паперть и колокольня. В церкви имелись «образы и книги, и ризы», но по малочисленности прихода причт состоял из единственного священника Григория Кондратьева. Из дошедших до нашего времени имен священников, служивших в храмах Балашихинского округа, по времени это самое первое. Записи в окладной книге Патриаршего дворцового приказа за 1635 и 1640 гг. упоминают «попа Мирона», а несколько позднее - «попа Ивана». Село было очень бедным: из упомянутых записей ясно, что жители могли выплачивать не более половины суммы оброка.

В 1653 г. состоялся обмен вотчин Святейшего Патриарха Никона и архимандрита московского Богоявленского монастыря, что за Ветошным рядом в Китай-городе, Серапиона. Так село Покровское с храмом перешло в ведение одного из древнейших московских монастырей - Богоявленского. Под 1680 г. в межевых записях есть упоминание «тоя церкви попа Игнатья да дьячка Федьки Иванова».

На рубеже XVII-XVIII веков земли вдоль Стромынки приобрел А.Д.Меншиков и начал строительство дворца, получившего название «Алексеевского» в честь царевича Алексея Петровича - это был охотничий и увеселительный дворец - и вскоре Покровское перешло во владения «полудержавного властелина», а Богоявленский монастырь получил взамен земли близ Серпухова. Крестьянские хозяйства уступают место многочисленной челяди светлейшего князя.

Переписная книга 1704 г. упоминает «попа Игнатия Иванова и его племянника 25 лет Ивана Федорова в пономарях, да дьячка Михайлы Федорова 19 лет». В 1712 г. на средства Меншикова была в Покровском построена новая деревянная церковь и «по челобитью села Пехры Покровское тож покровского попа Игнатия Иванова велено освятить Московского Большого Успенского собора протопопу Феодору Панкратьеву новопостроенную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы». Известно имя служившего в 1714-1722 гг. священника: «поп Алексей Борисов по священству у той церкви служит с 1714 году в попах, а отроду ему попу 40 лет». С 1722 г. в Покровской церкви служил священник Иоанн Семенов.

В 1723 году храм сгорел, но лишь через четыре года по прошению священника Илии Филиппова был дан Синодальный указ с разрешением «вместо згорелой церкви построить на том же месте вновь деревянную ж церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы». Указ был выдан в марте 1727 г., а уже в августе церковь была построена и готова к освящению (указ о ее освящении датирован 6 сентября 1727 г.).

После падения Меншикова в 1729 г. по прошению архимандрита Иакинфа село Покровское было возвращено Богоявленскому монастырю и числилось за ним до 1764 г., когда Екатериной II был издан Манифест о секуляризации церковных недвижимых имуществ: все они переходили в ведение Коллегии экономии духовных имений /4/. Священником в это время был Иван Иванов. Заметим, что в 1763 г. церковь вновь была перестроена и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы; таким образом, в восемнадцатом веке ее перестраивали трижды: в 1712, 1727 и 1763 годах.

По клировой ведомости 1785 года деревянная Покровская церковь относилась к Вохонской десятине Богородской округи; причт состоял из священника Гавриила Федорова, дьячка Василия Семенова и пономаря Андрея Адрианова.

В 1800 г. настоятелем Покровской церкви по резолюции митрополита Московского и Коломенского Платона стал священник Симеон Петрович Муравьев. За сохранение церковных ценностей во время Отечественной войны 1812 г. отец Симеон был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте. Именно ему и принадлежала идея строительства нового храма - каменного, несмотря на то, что церковь «деревянная на каменном фундаменте стояло в твердости, обита кругом тесом, покрыта вся церковь и колокольня железом». В приходе Покровской церкви числилось в то время 122 двора с населением более 800 человек. Между тем, Алексеевский дворец и прилегающие постройки обветшали настолько, «что не только сохранение их не представляет для казны никакой пользы, но угрожает совершенным падением и опасностью для людей». Прихожане Покровской церкви обратились к гражданскому начальству с прошением разрешить разобрать на кирпичи здания Алексеевского дворца, и использовать эти кирпичи на постройку каменной церкви. На имя архиепископа Московского и Коломенского Филарета было подано прошение о строительстве нового храма, который предполагалось освятить в честь Успения Пресвятой Богородицы, приделы - в честь Покрова и пророка Божия Илии.

Архипастырское благословение, как и разрешение на разборку дворца, были получены. Уже в конце 1823 г. были приняты по описи материалы от разобранного дворца («137 600 кирпичей, белого камня разных сортов 6215, железа 337 пудов...»), а архитектором Овчинниковым был представлен проект храма, одобренный церковными властями. Но из-за высокой стоимости смету строительства пришлось пересматривать; изменения, вернее переработку проекта взял на себя выдающийся зодчий О.И.Бове (1784-1834). 5 августа 1824 святителем Филаретом была подписана храмозданная грамота, а на следующий год началось строительство. В 1826 году умер вдохновитель строительства, священник Симеон Муравьев; дочь его вышла замуж за выпускника семинарии Иоанна Малинина, который был рукоположен в священный сан и определен святителем Филаретом к церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Покровское.

Архитектурное решение Бове принято определять как «характерный пример московского ампира»; двусветная ротонда окружена дорической колоннадой, колонны ротонды парные, а трапезная часть равномерно расчленена пилястрами - можно сказать, что архитектурное решение строгое и лаконичное, что, конечно, определялось весьма скромными возможностями заказчиков. В 1830 г. Покровское сильно горело: пожар уничтожил большую часть села, и отец Иоанн заботился не только о строительстве храма, но и о помощи погорельцам. Строительство продолжалось восемь лет, и 10 сентября 1833 г. состоялось освящение главного престола в честь Покрова Божией Матери и левого придела в честь пророка Илии. За усердные труды «при сооружении в селе новой каменной церкви лично своею заботливостью и трудами» настоятель священник Иоанн Малинин был награжден скуфьей и назначен благочинным. В новой должности отец Иоанн продолжал усердные труды по благоустройству приходской жизни, организовал бесплатное училище для крестьянских детей, сумел вернуть в православную веру немало раскольников. Церковными наградами - набедренником, камилавкой - и благословенной грамотой Святейшего Синода «За усердное прохождение возлагаемых на него должностей и за ревность к церковному благоустройству» был отмечен настоятель; увеличился штат храма - была введена диаконская вакансия и рукоположен во диакона пономарь Кирилл Трифоновский. Росла и численность прихода: к середине XIX века в приходе состояли 143 крестьянских двора с населением 1255 человек, а кроме того, в Покровском купцом Е.И.Горшковым была устроена шелково-прядильная фабрика, рабочие которой тоже стали прихожанами Покровской церкви. Село в эти годы относилось к Карачаровской волости Московского уезда, а к концу века - к Пехорской волости.

После смерти отца Иоанна Малинина настоятелем был назначен священник Михаил Истрин; Покровская церковь относилась в первому округу Московского уезда, а центр благочиния находился в Спасо-Преображенской церкви села Богородского. Возросшее число прихожан вызвало необходимость расширения трапезной части храма. В 1902 г. новый настоятель, священник Феодор Преферансов (отец Михаил Истрин вышел за штат, но принимал активное участие в жизни прихода) и ктитор, купец А.К.Сергеев, купивший фабрику Горшкова в Покровском, обратились к викарию Московской епархии епископу Можайскому Парфению (Левицкому) с прошением разрешить «ввиду крайней тесноты теплого храма, не вмещающего, особенно в великие праздники, всех богомольцев, расширить оный храм пристройкой двух каменных приделов».

13 мая 1902 г. благочинный округа получил указ «о разрешении пристройки двух приделов при церкви села Пехры Московского уезда». Автором проекта был Н.Н.Благовещенский, служивший в должности московского епархиального архитектора и спроектировавший многие храмы, часовни и училищные здания. Происходил он из семьи священника, был выпускником Императорской академии художеств; и проект, и строительные работы под его наблюдением были выполнены быстро. Финансирование богоугодного дела взял на себя староста, уже упомянутый выше купец второй гильдии А.К.Алексеев, и к началу октября расширенный храм был готов к освящению.

Чин освящения храма, егда творит е иерей, избранный на сие от архиерея и искусный, состоялся 6 октября 1902 г. Возглавил его благочинный, отец Александр Колычев, а сослужили ему настоятель Покровского храма, священник Феодор Преферансов, заштатный священник Михаил Истрин, другие священники благочиния. По совершении освящения была отслужена Божественная литургия, и в слове к народу отец настоятель обратился со словом «о важном значении храмоздательства в нынешнее время брожения умов и стремления к светским удовольствиям». Для осмотра благоустроенного храма в конце 1902 г. в Пехру-Поковское приезжал викарий Московской епархии епископ Можайский Парфений.

В ноябре 1909 г. настоятелем Покровского храма был назначен священник Николай Воздвиженский, ранее служивший настоятелем Троицкой церкви села Троицкое-Кайнарджи. Его главной заботой стало духовное просвещение. Он преподавал Закон Божий в приходских и земских учебных заведениях, организовал приходскую библиотеку; за усердное служение на этом поприще был отмечен церковными наградами. Помогал отцу настоятелю и диакон Димитрий Сахаров, также имевший грамоты Святейшего Синода и епархиального начальства «за ревностное и усердное преподавание Закона Божия».

Приход развивался и креп; прихожанами были крестьяне села Покровского и соседних деревень (более пятисот дворов), рабочие близлежащих фабрик, владельцы имений (таких имений в округе было три, они принадлежали богатым купцам и фабрикантам). Один из помощников старосты, купец М.И.Галкин (владелец шелковой фабрики), построил в 1910 для причта новые деревянные дома - это было очень кстати, в семье настоятеля росли девять детей, а в семье диакона шестеро.

Клировые ведомости за 1911-1916 гг. дают описание не только самого Покровского храма («церковь каменная, крепка, крыта железом, вся теплая»), но и двух приписанных к нему часовен, а также церковного дома и других построек.

Но революционная буря нарушила благочестивую жизнь прихожан Покровской церкви: декрет от 20 января 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» лишил возможности детей, посещавших земское училище, изучать Закон Божий. 4 мая 1922 г. «в пользу голодающих» были изъяты церковные ценности Покровского храма: были конфискованы серебряные ризы с икон, кресты, лампады, кадила, оклады с Евангелий - всего 1 пуд 4 фунта 16 золотников. Протокол Московской уездной комиссии Разинской волости об изъятии ценностей зафиксировал и стандартную запись в соответствующей графе: «жалоб нет». Разинская (ранее она называлась Реутовско-Балашихинской) волость была образована в октябре 1918 г. в память известного бунтовщика; это было вполне в духе времени - вспомним древнюю топонимику: названия Балашихинских поселений вновь стали напоминать о разбойниках. Возможно, попытка увековечить имя бунтовщика была своеобразной местью: владелец этих земель, боярин Ю.А.Долгоруков, в 1671 г. разбил войско Степана Разина под Симбирском и освободил город.

Причт храма в качестве «служителей культа» лишался избирательных прав. А быть лишенцем означало лишиться абсолютно всех прав, в том числе и права на существование: лишенцы не имели права получения продуктовых карточек в самое голодное время. В списках «лишенцев» по Разинской волости числятся: Воздвиженский Н.Д., 63 лет, священник; Сахаров Д.П., 61 года, диакон, Друганов В.Д., 41 года, псаломщик. Вместе с ними лишенцами автоматически становились и члены их семей (а у псаломщика было семеро малолетних детей). В анкете отец Николай Воздвиженский писал: «источником существования служит доброхотное даяние прихожан и занятие сельским хозяйством, земли одна десятина». Легко ли было прокормить большую семью с одного огорода?

Община Покровского храма была в 1925 г. зарегистрирована в местном совдепе; позднее все тридцать верующих, имевших мужество подписать регистрационный договор, были репрессированы. Это были по-настоящему мужественные люди. В 1928 г. у общины была отнята церковная сторожка - потребовалась «под избу-читальню»; в 1929 г. храм был обложен огромным налогом, а хозяйство (небольшой огород!) отца Николая было признано кулацким. Он был арестован ОГПУ, осужден и сослан в Архангельск. 23 января 1930 г. «за уходом служителя культа служба была прекращена»; в ночь на 11 февраля члены местной ячейки РКП(б) взломали двери, выломали из иконостаса иконы, выбросили на улицу церковную утварь. Церковь была использована под хранения конфискованного зерна и имущества «кулаков». Через несколько дней активисты «сельскохозяйственной артели им. Рыкова» (так стал называться образованный в Покровском колхоз) сбросили с храма колокола, сняли и порубили кресты - вместо крестов на храме висели теперь красные флаги. Помещение храма переоборудовали под клуб.

Община пыталась бороться, посылала «ходаков» в Москву, но получила отказ. Мало того, в «Кооперативной газете» появилась статья, в которой борьба верующих за свой храм прямо называлась делом политическим. Было ясно, что властями готовится и другое «дело». Оставшиеся на свободе прихожане вынуждены были перейти в отстоящую на несколько верст Спасскую церковь в Пехре-Яковлевском (но и ее вскоре закрыли) /10/. В ближайший храм Рождества Богородицы в селе Никольском-Трубецком старались не ходить - настоятелем в нем был обновленец Василий Копытов.

После Великой Отечественной войны, когда измученный войной народ в большинстве своем осознал необходимость отеческой веры, группа верующих вновь обратилась в Мособлсовет с ходатайством о возвращении Покровского храма. Вновь последовал отказ. В 1957 г. Е.Д.Терешина (та, что обращалась к властям с просьбой об открытии Спасской церкви) от группы верующих обратилась с письмом к председателю Президиума Верховного Совета СССР К.Е.Ворошилову: «...мы обращаемся, все верующие, с большой просьбой по вопросу нашего храма. Наш храм был много лет разрушен, то открывали его для клуба, то было в нем хранилище, теперь якобы намечают открыть музей. Но мы, православные верующие, считаем незаконным в храме устраивать клуб, совершать веселье в святом месте. Господь сказал - Дом Мой Домом молитвы наречется, поэтому все мы, верующие, желаем открыть храм для богослужения, для Бога, а не для веселья. Для клуба и для музея находятся большие средства. Почему не найти средства для открытия храма для богослужения? Указывают, что якобы у нас находится вблизи храм и у него из-за этого мало будет дохода. Но мы не ради дохода хлопочем, за веру Христову мы должны стоять и бороться». Разумеется, «первый маршал» верующим не помог.

Пехра-ПокровскоеМежду тем, храм и прилегающая церковная территория были переданы ОСВОДу; открылась новая трагическая страница истории Покровского храма. Тяжелые станки, перекрытия на три этажа обезобразили храм до неузнаваемости; колокольня была снесена еще в тридцатые годы, это называлось «придать зданию некультовый вид». Милостью Божией, эта страница в летописи злоключений Покровского храма была последней.

В 1992 г. была образована община верующих, а 19 октября митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий назначил своим указом настоятеля - студента Московской Духовной академии священника Георгия Кулемина. Однако бывшие пользователи не спешили освобождать храм и церковную территорию; верующие постоянно собирались возле здания церкви, настоятель служил молебны и, наконец, бюрократическая волокита закончилась - община смогла войти в храм и начать реставрационные работы.

Первая Божественная литургия после шести десятилетий безбожного пленения состоялась в храме 1/14 октября 1993 г., в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и с тех пор богослужение совершается здесь регулярно. За последние годы храм полностью приведен в порядок, в прежнем благолепии предстает замечательное творение О.И.Бове, благоустроена и территория храма, отремонтировано здание церковно-приходской школы; завершается и воссоздание иконостасов. Протоиерей Георгий Кулемин в Балашихинском благочинии отвечает за работу с молодежью: близость мегаполиса делает это направление пастырской работы особенно ответственным и трудным. Покровский храм, стоящий на древней Стромынке, как бы благословляет каждого, кто едет по этой старинной дороге из столицы в Подмосковье.

Для Балашихинского благочиния праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2004 года был ознаменован событием, явившимся значительным не только для нашего церковного округа, но и для духовной жизни всей Московской епархии. Именно так определил Высокопреосвященнейший Григорий, архиепископ Можайский Великое освящение Покровского храма села Пехра-Покровское (Лукино).

Богослужения в храме совершаются в воскресные и праздничные дни:
Накануне в 16.00 совершается всенощное бдение.
7.45 - Чтение Акафиста Пресвятой Богородице;
8.40 - Чтение часов;
9.00 - Начало Божественной литургии.
 
Адрес храма:
Московская обл., Балашиха,
мкр. Пехра-Покровское, Щелковское шоссе, стр. 133,
телефон: 8 (495)523-23-30, http://www.pokrov-hram.ru, e-mail:[email protected]

Духовенство:
Настоятель храма - протоиерей Георгий Николаевич Кулемин, 1964 г.
Духовенство:
Настоятель храма - протоиерей Георгий Николаевич Кулемин, 1964 г.

 



Обсуждение Версия для печати Назад

Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Подробнее