Главная страница

Сетевое издание В Балашихе сайт www.vbalashihe.Ru


Дата: 12-12-2013

Троицкая церковь мкр. Павлино (Троицкое-Кайнарджи)




 

Двигаясь по течению Пехорки, в районе Павлино  нашему взору предстанет храм, который именуют одной из жемчужин русской храмовой архитектуры. Ею по праву считается Троицкая церковь в селе Троицкое-Кайнарджи (Павлино). До середины восемнадцатого века эти земли были вотчиной князей Голицыных; в усадебном комплексе имелась деревянная церковь.

В 1760 г. имение перешло во владение графа Петра Александровича Румянцева (1725-1796) как приданое его невесты, княжны Екатерины Михайловны Голицыной (1724-1779). Отец графа, А.И.Румянцев (1680-1749), известен как бескорыстныйи самоотверженный сподвижник Петра I. Начинал он свою службу в Преображенском полку; выполнив успешно ряд поручений Петра - в их числе была, например, доставка из Неаполя в Россию царевича Петра Алексеевича, ряд дипломатических поручений, заслужил монаршее расположение. В графское достоинство его возвела императрица Елизавета Петровна. Граф Петр Александрович и имя свое получил в честь императора Петра I - ему на роду была написана военная карьера: в семилетнем возрасте был он записан в гвардию, на пятнадцатом году жизни Проект Троицкой церкви 1770 годапроизведен в офицеры. Он изучал военное дело, иностранные языки; был прикомандирован к русскому посольству в Берлине, чтобы он в языках и других ему потребных науках наставлен был и искусства достигнуть мог, дабы впредь в нашу службу с пользою употреблен был, гласил царский рескрипт. В молодости был он человеком настолько ветреным, что даже императрица Елизавета возмущалась им, но благодаря своему мужеству во время Семилетней войны (1756-1763) выдвинулся в число ведущих русских полководцев. Особенно прославился он во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. - результатом ее стал выгодный для России Кючук-Кайнарджийский мирный договор. За победу над турками генерал-фельмаршал (он получил это звание в 1770 г.) получил почетное прибавление к фамилии, стал именоваться Румянцев-Задунайский. Он был не только полководцем, но и одним из видных организаторов русской регулярной армии, теоретиком военного дела; его разработки в области тактики стали новым словом в военном искусстве; они изложены его трудах: «Инструкция» (1761), «Обряд службы» (1770), «Мысли» (1777).

Троицкая церковь в 30-е годы XX векаУпомянутый выше Кючук-Кайнарджийский мирный договор включал в себя ряд важнейших для России пунктов: Крымское ханство («головная боль» России на протяжении столетий) признавалось независимым от Турции, под власть России переходила часть Черноморского побережья, православные Молдавия и Валахия получали автономию и переходили под Российское покровительство; Западная Грузия освобождалась от унизительной дани Турции людьми; русские корабли получали право свободного прохода черех Босфор и Дарданеллы; по секретному приложению к договору Турция выплачивала России 4,5 миллиона рублей контрибуции. Графа Румянцева было за что благодарить.

И благодарность императрицы Екатерины II не заставила ждать. Но прежде остановимся на том, как праздновали это событие в Москве, куда 10 июля 1775 г. прибыла императрица со всем двором. Румянцеву она предложила торжественный, с триумфом, въезд в Москву, но граф благоразумно отказался. В Кремлевском Успенском соборе было отслужено Всенощное бдение (в честь праздника Положения Ризы Господней), причем ко времени чтения Евангелия на колокольню Ивана Великого был поднят новый большой колокол весом в 3500 пудов (56 тонн!). Утром был парадный выход императрицы (в короне, под балдахином) из Кремлевского дворца в Успенский собор; ей предшествовал граф Румянцев. По совершении Божественной литургии архиепископ Московский и Калужский Платон (Левшин) обратился к императрице и всем участникам торжества с приветственным словом, а затем совершил благодарственный молебен. В конце молебна, при пении «Тебе Бога хвалим», был дан сигнал, и начался артиллерийский салют из всех пушек, а во всех московских храмах ударили в колокола. Награждения - а их было много в этот день - проходили в Грановитой Палате. Более всех получил наград граф Румянцев: кроме почетного прибавления к фамилии это были украшенные алмазами маршальский жезл, Церковь Воскресения Христова 1934 годшпага, крест и звезда ордена Андрея Первозванного и много другое, включая сто тысяч рублей на обустройство дома и даже картины из царского дворца для этого будущего дома. Пребывание императрицы в Москве затянулось до конца 1775 г.; в числе мест, где она побывала во время этой поездки (Румянцев ее сопровождал), была Коломна и Голутвин монастырь, а 28 октября императрица посетила имение графа Румянцева, получившее в память о его заслугах наименование Кайнарджи.

К этому времени в усадьбе уже успели построить «потешный» деревянный дворец в восточном стиле с зубчатыми башнями; вокруг него в парке были устроены позиции для показательного сражения. Дворец изображал турецкую крепость, которую гвардейцы брали штурмом. Сохранилось предание, что императрица прибыла в Троицкое-Кайнарджи водным путем, спустившись по Москве-реке до Пехорки на больших гребных лодках и плотах. «Потешный дворец» простоял до 1812 г. и был сожжен французами.

УсыпальницаЕще до славных побед, в 1774 г., в имении был заложена новая каменная церковь. Всем хозяйством в усадьбе ведала мать графа, Мария Андреевна, именно ей приходилось заботиться о строительстве усадьбы и церкви. Построена она была в 1778 г. в стиле французского классицизма К.И.Бланком по проекту неизвестного архитектора, а к 1884 г. отделана и освящена. Храм двухколоколенный; четверик со скругленными углами украшен коринфскими колоннами; западный фасад создан в виде триумфальной арки, по бокам которой - стройные трехъярусные колокольни со шпилями. Интерьер храма с изысканными лепными гирляндами, головками ангелов, а также двухъярусный иконостас с парными коринфскими колоннами до наших дней дошел почти не поврежденным. Близ храма находится усыпальница рода Румянцевых (1830 г.), а также небольшая кладбищенская Воскресенская церковь (1867). Из других построек некогда большой и пышной усадьбы до наших дней не сохранилось ничего. Завершая рассказ о владельце имения добавим, что при всех своих прочих должностях он в течение тридцати лет был генерал-губернатором Малороссии; императрицу, которой он большую часть жизни своей верно служил, граф пережил всего на один месяц. После смерти графа Петра Александровича Троицкое-Кайнарджи досталось его младшему сыну Сергею (1755-1838). Он был сенатором, министром уделов и действительным членом Российской академии; из его заслуг перед государством известен проект, по которому помещики должны были отпускать на волю своих крепостных. По этому проекту императором Александром I был издан указ «О свободных хлебопашцах». Сам Сергей Петрович на основании этого указа отпустил на волю часть своих крепостных (заметим, что у отца его было более тридцати тысяч крепостных). Позднее имением вновь владели Голицыны, построившие на своих землях дачи. На одной из дач, где проживал известный славянофил С.П.Шевырев (1806-1864), незадолго до своей смерти побывал Н.В.Гоголь и читал главы из 2-го тома «Мертвых душ» (1851).

Храм в годы безбожия не закрывался, но в его истории есть немало трагических страниц: изъятие церковных ценностей в двадцатые годы, гонения на духовенство. С начала ХХ века настоятелем храма был протоиерей Алексий Никольский - неутомимый труженик в деле духовного просвещения и ревностный пастырь Христов, закончивший жизнь свою мученическим венцом. Священномученик Алексий Никольский причислен к лику святых Русской Православной Церкви на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года.

Ныне храм служит местом молитвы для многочисленных жителей вплотную подступившего к древней усадьбе г. Железнодорожного, хотя формально и считается сельским (с.Павлино). При храме работает воскресная школа, а его настоятель священник Сергий Пушкин опекает больных, находящихся на излечении в центральной больнице г. Железнодорожного, где открыта часовня.

Богослужения в храме совершаются:
Ежедневно:
8.00 - Утреня и Божественная Литургия;
В воскресные дни:
17.00 - Всенощное бдение (накануне).
7.00 - Ранняя Божественная литургия:
10.00 - Поздняя Божественная литургия:
В двунадесятые и великие праздники (в буднии дни):
17.00 - Всенощное бдение (накануне).
6.30 - Ранняя Божественная литургия:
9.00 - Поздняя Божественная литургия:
 
Адрес храма:
Московская обл., г. Балашиха, микрорайон Павлино д.56.
Телефон: 8 (495)527-75-28
http://kainarjee.ru/

Проезд из Москвы:
- c Курского вокзала на электричке Горьковского направления
до платформы "Кучино" (время в пути 25-30 мин.);
далее 10 мин. автобусом или маршрутным такси № 11 до остановки "Автошкола";
- до станции "Железнодорожная" (время в пути 30-35 мин.);
далее 15 мин. автобусами или маршрутными такси № 9, 21 до остановки "Автошкола";
- от станции метро "Новогиреево" на маршрутном такси №111 остановка "Автошкола".

Духовенство:
Настоятель храма - Иеромонах Лазарь (Беломоин)
протоиерей Сергий Владимирович Спицын, 1963 г.
священник Вячеслав Григорьевич Радченко, 1976 г.
священник Константин Валерьевич Куценко, 1976 г.
диакон Максим Борисович Бойко, 1991

 

 Наши координаты
© ООО "ПРпроект" 2009-2024
Адрес: 143900, г. Балашихи, пр. Ленина, д. 75, офис 301
Телефон: (964) 523-73-09
E-mail: [email protected]
URL: www.vbalashihe.ru
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54576