15 ноября 2017 исполняется ровно год с даты запуска системы «Платон» на федеральных автомобильных дорогах страны. Главным результатом работы «Платона» стало поступление в региональные бюджеты колоссальной суммы - 22,9 млрд рублей, предназначенных на совершенствование дорожной инфраструктуры: на строительство новых и ремонт действующих мостов и путепроводов, а также на ремонт дорог и обустройство прилегающих к ним территорий.
Первые собранные системой «Платон» средства в размере 10,85 млрд рублей в мае текущего года были направлены из государственного бюджета на ремонт дорог, которые находились в наиболее критическом состоянии, на 1 января 2016 года. По итогам ремонтного сезона был выполнен ремонт более 1000 км самых проблемных дорог в регионах. Запланированные работы полностью завершены в 40 городах и субъектах Российской Федерации. Например, в Петрозаводске из 230 городских улиц – треть приведена в должный вид за счет средств, полученных от системы «Платон».
Дополнительное финансирование, в размере 12,1 млрд рублей (с учетом прогнозных поступлений в бюджет) в 2016 году были переведены в 19 субъектов РФ для строительства, реконструкции и ремонта 31 искусственного сооружения (мостов, эстакад и путепроводов), первый из которых Затонский мост в городе Уфа был открыт в октябре 2016 года. В 2017 году будут построены еще четыре мостовых перехода в Нижегородской и Ростовской областях, а также Республике Алтай и Карелии. В 2018 году запланирован ввод в эксплуатацию Фрунзенского моста в Самаре, а в 2019 году - мост через р. Волгу в подмосковной Дубне. Также за счет сборов системы «Платон» до конца 2017 года отремонтируют 24 аварийных мостовых перехода и путепровода в Удмуртии, Чечне, Чувашии, Карачаево-Черкесии, Самарской, Воронежской, Брянской, Орловской, Пензенской, Тамбовской областях, а также в Бурятии, Краснодарском и Алтайском краях.
Благодаря конструктивному диалогу между государством и бизнес-сообществом за первый год работы «Платона» был выработан и реализован ряд важных мер, упрощающих процесс перевозок с учетом действия системы: снижены штрафные санкции за нарушения, введена система постоплаты за уже произведенные грузоперевозки, созданы удобные дополнительные сервисы для пользователей. Пользователи системы были освобождены от уплаты транспортного налога (на суммы выплат в системе «Платон»).
Регистрация пользователей системы
По итогам года работы «Платона» пользователям выдано 570 тыс. бортовых устройств также оформлено более 10,5 млн маршрутных карт. Количество зарегистрированных в системе транспортных средств свыше 12 тонн увеличилось на 40% и достигло 771 тыс. транспортных средств. Напомним, что по данным статистики из числа зарегистрированных в России автомобилей массой свыше 12 тонн не более 1 млн. грузовиков выезжают на федеральные трассы – остальные перевозчики осуществляют доставку грузов исключительно внутри региональной и местной дорожной сети (например, перевозку товаров между складами или торговыми точками). Кроме того, значительная доля автомобилей из числа потенциальных пользователей системы освобождена от внесения платы при проезде на федеральных трассах (транспортные средства для перевозки людей, военная техника, машины пожарной охраны, полиции, медицинской помощи, аварийно-спасательных служб). Также следует учитывать, что на учете в ГИБДД остается значительное количество транспортных средств, которые по техническим причинам уже являются непригодными к эксплуатации. В связи с этим процент охвата «реального» рынка системой «Платон» уже на сегодняшний день может превышать 80% целевой аудитории.
Среди пользователей системы 60% составляют физические лица, 20% - юридические, еще 20% - индивидуальные предприниматели. Кроме того, зарегистрировано свыше 118 тыс. автомобилей перевозчиков из иностранных государств.
Контроль за перевозчиками
Запуск системы «Платон» привел к значительному сокращению, так называемого, «серого» сегмента грузоперевозок. Это способствует тому, что все предприниматели получают равные условия работы на рынке за счет искоренения демпинга. В настоящее время продолжается модернизация и оптимизация системы автоматического контроля за перевозчиками. Работы осуществляются в соответствии с установленным концессионным соглашением графиком. Сейчас для фиксации факта внесения платы от конкретных автомобилей, передвигающихся по федеральным трассам, задействовано 100 автомобилей мобильного контроля и 194 рамки стационарного контроля. Система контроля передает данные фото и видео-фиксации автомобилей, проезжающих без оплаты, в ГИБДД в автоматическом режиме. Уже к июлю 2017 года количество стационарных рамок вырастет до 491 конструкции.
Планы по распределению средств системы «Платон» в 2017 году
Благодаря запуску системы «Платон» у государства появилась возможность претворять в жизнь логистические инициативы регионов, у которых без дополнительного источника финансирования не было шансов на реализацию исключительно за счет местного бюджета. В этом году в Росавтодор поступили первые заявки на региональные дорожные инвестпроекты, которые с 2017 года претендуют на софинансирование за счет сборов системы «Платон». Общая протяженность новых дорог достигает 240 километров.
Среди объектов-претендентов: обход Хабаровска, строительство обхода Перми с мостом через реку Чусовая, строительство Восточного выезда из Уфы в Башкортостане, строительство моста через реку Обь в Новосибирске.
Влияние системы на инфляцию и цены
В момент запуска системы многие, в том числе и перевозчики делали громкие заявления о том, что запуск проекта приведет к удорожанию перевозимой продукции на десятки процентов. Выказывались опасения о возможных перебоях в поставках грузов, особенно в преддверии новогодних праздников. Однако эти прогнозы не оправдались.
Влияние введения платы за пользование федеральными автодорогами многотонными грузовиками на динамику инфляции оказалось несущественным. Это подтвердили и Минфин России и Центробанк РФ. Вклад нового сбора в темпы прироста потребительских цен на продовольственные товары не превысил 0,1 процентного пункта в течение всего 2016 года. Потенциальное влияние сбора на прирост цен на продовольственные товары и услуги еще ниже. Это обусловлено тем, что доля транспортной составляющей в цене доставляемых товаров не превышает 1/10, что не является ощутимым для потребителя.
В условиях усиления справедливой конкуренции, к примеру, производители мяса даже заявили о снижении отпускной цены на отдельные виды продукции, в том числе свинину.
Российский опыт подтверждает и история запуска аналогов системы «Платон» в других странах - в Германии цены в результате внедрения системы взимания платы с «12-тонников» выросли всего на 0,1%, а в Австрии - на 1%.
Планы по возврату к изначальному тарифу
По просьбам бизнес-сообщества для адаптации грузоперевозчиков к требованиям законодательства государством был установлен временный льготный тариф, сниженный на 59% от изначально планируемого. В результате удалось не допустить повышения цен из-за спекуляций во время ввода системы: при включении в тариф на перевозку платы за ущерб дорогам изменение стоимости товаров не превысило доли процента – нескольких копеек в цене пакета молока или килограмма овощей.
Теперь поэтапный возврат к изначальному тарифу (3,06 руб/км) необходим для гарантированной реализации запланированной программы развития дорожной сети. Это позволит расширить список регионов, которые с 2017 года получат деньги на ремонт и строительство дорог, а также мостов и путепроводов.
|