Уплатить штраф за нарушение правил дорожного движения в Центральном административном округе (ЦАО) Москвы удобнее, чем где бы то ни было. «На прошлой неделе меня остановил сотрудник ГАИ — за разговор по телефону без устройства hands free, штраф он предложил оплатить на месте по банковской карточке, — рассказывает управляющий директор “Ведомостей” Глеб Прозоров. — Был приятно удивлен новой услугой».
Услуга оказана официально — идет эксперимент по оплате штрафов карточкой на месте нарушения, говорит представитель московской ГИБДД Вячеслав Трубин, пока она действует только в ЦАО.
Со штрафа в 200 руб. за операцию взята комиссия в 35 руб., в протоколе указан штраф без комиссии — 200 руб., говорит Прозоров. Как выяснили «Ведомости», получатели комиссий — Банк Москвы и Интеркоммерцбанк. Представитель «Интеркоммерца» Александр Турсков подтвердил участие банка в эксперименте, но на вопрос об объеме услуг не ответил.
Комиссия — 2%, но не менее 35 руб., объясняет представитель Банка Москвы, эксперимент начат в феврале этого года, в ЦАО действует более 80 терминалов, услугой уже воспользовалось около 13 000 нарушителей. Так что банк заработал на эксперименте уже как минимум 455 000 руб.
Комиссия покрывает расходы на оборудование (его предоставляют банки), поддержку системы и комиссию банкам — эмитентам карт, объясняет начальник процессингового центра Банка Москвы Вячеслав Межов, на последнюю приходится более половины расходов. Получается дешевле, чем платить во многих отделениях, утверждает он: такие транзакции в банках стоят сейчас 3% с минимумом в 50 руб. (см. врез). По статистике ГИБДД, средний штраф в 2008 г. составил 231 руб., значит, средняя ставка комиссии равнялась бы 15,2%.
За 2008 г. московские гаишники выписали 2,14 млн штрафов, если бы каждый из них был оплачен на месте, комиссия достигла бы минимум 74,9 млн руб. В России назначен 41 млн штрафов за 2008 г., минимальный годовой доход — 1,44 млрд руб.
Несмотря на большую комиссию, такой способ оплаты удобнее остальных — он экономит массу времени, констатирует лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, только непонятно, почему взимается комиссия и как рассчитан ее размер. Трубин из ГИБДД не смог сообщить, как производился отбор банков и рассчитывался размер комиссии.
Аналогичные терминалы используются в такси, их владельцы оплачивают переводы, говорит начальник департамента Оргрэсбанка Людмила Дерягина: комиссия, как правило, составляет около 2%.
«Ведомости» не смогли найти на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru и его московском аналоге mostender.ru информации о конкурсе на отбор банков. Банк Москвы был выбран ГИБДД, пояснил представитель банка, Турсков оставил вопрос без ответа. Оборудование ГИБДД получила от банков, если не было других бюджетных трат, то инспекция формально имела право не проводить конкурса, говорит директор Центра размещения государственного заказа Александр Строганов.
Альтернатива
В Сбербанке, где платят большинство штрафов, комиссия варьируется от региона к региону: в Москве – 3%, а в Московской области – уже 12% (без минимального платежа). Штраф можно оплатить и в терминалах в подразделениях ГИБДД, но там цена услуг дороже – по небольшим штрафам выходит около 30 руб., замечает Лысаков.
|