Первая запись: 09.11.2024
Записей: 28
Посещений: 111872
|
19.11.2024 01:51
Наиль Измайлов «Убыр»
После некоторого перерыва вернемся к судьбам русской (в данном случае, впрочем, татарской) литературы. Все же не так все адово и беспросветно в отечественной фантастике, хотя могло быть и лучше. Много-много лучше.
«Убыр» есть, за что хвалить, но есть, и за что поругать. Давайте разбираться, что автору удалось, а что – нет и почему.
Небольшое отступление. То, что у «Убыра» есть продолжение, я, как истинный слоупок, узнала совсем недавно. Правда, желания его читать у меня пока нет. Думаю, скоро станет ясно, почему.
Итак, живет на свете простой татарский мальчишка Наиль. У него чудесная семья: папа, мама и младшая сестра. Разумеется, сестренка Диля вредная, как и полагается всем младшим сестрам, но мы прекрасно понимаем, что все члены семьи друг друга любят.
Однажды папа с мамой ненадолго уезжают в деревню к дедушке – поправить памятник на могиле дяди, а то на кладбище повадились ходить вандалы. Через некоторое время родители возвращаются, и папа привозит Наилю в подарок странный нож. Впрочем, привозит – и привозит. Почему нет-то? А затем перезванивает дедушка и интересуется, все ли с родителями в порядке? С ними тоже все хорошо, так что беспокоиться не о чем. Однако, как становится понятно уже довольно скоро, беспокоиться как раз есть о чем. Потому что в родителей вселился убыр – вариант местного вурдалака. И теперь Наилю с Дилей придется как-то родителей спасать. Или хотя бы для начала спастись самим.
Вот такая завязка у этого хоррора по-татарски.
Что удалось? Атмосфера в начале книги. Когда родители начинают вести себя странно, а Наиль не знает, что подумать, становится действительно жутковато. Да, ситуация затасканная, но Измайлову удалось хорошо ее описать.
Впрочем, где-то до середины книги эта атмосфера вполне себе держится, это потом она начинает сбоить, что связано с тем, что автор так и не решил, в каком жанре пишет. В общем, до тех пор, пока Наиль с сестрой не попадают к местной бабе-яге, все хорошо. И ночная электричка, и ночевка в стоге сена, и действительно жуткие свиньи с их странной хозяйкой, и загадочная коричневая старушка удались отлично.
В плюс пошел также и пресловутый национальный колорит, придавший всему происходящему – положа руку на сердце, автор ничего оригинального не написал – некую новизну.
А дальше… дальше начинаются проблемы.
Как я уже сказала, главная проблема «Убыра» – жанр. Что это все-таки? Хоррор? Сказка для взрослых? Магический реализм с элементами хоррора? Темное фэнтези? Да, можно играть на стыке жанров, но тогда надо четко понимать, чего ты хочешь добиться. Тут же вышло классическое «Вали кулем, потом разберем».
Началось все как хоррор. И длился этот хоррор примерно половину книги. Потом Наиль с Дилей встретились с бабой-ягой, и началась натуральная сказка. Причем сказка классическая, со сказочной же, а не, скажем, фэнтезийной (и, тем более, хорроровской), логикой. Затем сказка сменилась длиннющим и совершенно бессмысленным чукаловом в поезде. Впрочем, линия гопники – менты – маньяк с самого начала была в «Убыре» лишней. А потом снова наступила сказка.
Все это метание туда-сюда угробило атмосферу начала книги окончательно и бесповоротно. В чем прелесть хоррора? В том, что обычный человек сталкивается с чем-то потусторонним и вынужден своими, человечьими, способами с ним расправляться. Да, порой есть какая-то непонятного происхождения финтифлюшка, только с помощью которой можно с потусторонним разобраться, но все равно главное – сам человек, а финтифлюшка зачастую тоже несет в себе массу неприятных сюрпризов.
В «Убыре» же у нас внезапно начинаются вундервафли – та самая сказка. Окей, пресловутый нож все же не оказался таким уже великим подспорьем – не имеет права Наиль им владеть. Уже хорошо. А вот его апгрейд у бабы-яги выглядит слишком нарочитым. То, что Наиль профукал-таки первый шанс освободить родителей, тоже ставлю автору в плюс. Но то, как он после все того же пресловутого апгрейда начал в повадках нечисти разбираться, снова фейл.
И вот это «удалось – не удалось», «хорошо – фальшиво» преследуют читателя во всей второй части романа.
В общем, либо чистый хоррор, либо хоррор с социальными элементами (что-то в духе Стивена нашего Кинга, когда люди таковы, что даже самая гнусная нечисть нервно курит в углу), либо страшная сказка. Но что-то одно, а не винегрет, в котором все эти ингредиенты никак не желают друг с другом стыковаться.
Так что у «Убыра» классическая беда большей части книг последних лет – не дотянули. А так как потенциал у автора есть, становится обидно вдвойне.
Может, конечно, надо прочитать вторую часть и узнать, чем все дело закончилось, но по прочтении первой книги у меня ощущение, что автору надо было ограничиться одним томом, сильно его перелопатив. Вот поэтому не хочу дальше заглядывать – пока, по крайней мере – боюсь, что Измайлова там уж совсем не туда понесет.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи |