МАСТЕРОК
Первая запись: 11.06.2019
(115)
Записей: 28
Посещений: 53288

16.06.2019   17:04

Марк Хелприн «Зимняя сказка»


Самое печальное в книгах – это не когда автор пишет полную фигню, сливает конфликт, уродует героев. Такое обычно видно сразу, и роман можно бросить, не занимаясь кактусофагией. Нет, самое печальное – это когда автор чуть-чуть не дотягивает. Причем тем обидней, чем мизернее это «чуть-чуть». С Хелприном именно так. «Зимняя сказка» замечательна… почти. Объясню, почему я так считаю.
«Зимняя сказка», хоть это и тавтология, именно что сказка. Современная городская сказка, что совсем не то, что, скажем, современное городское фэнтези (смотри «Кракена» Чайны Мьевиля). О четкой границе между этими жанрами кто только ни говорил, хоть тот же пан Анджей в «Пируге, или Нет золота в Серых горах». Это история о городе – как сказочном, даже мифическом пространстве, существующем вне времени, в котором возможно все. Тема Града небесного – Вечного града, кстати, тоже заложена. Можно с твердой уверенностью сказать, что главный герой «Зимней сказки» – именно Нью-Йорк. Это место, где пространство и время существуют по собственным законам, где все меняется и вместе с тем остается неизменным. Здесь те, кто считался умершим, могут появиться вновь, Облачная стена способна поглотить вас и заставить блуждать в неведомых местах, а по радуге можно добраться до неба.
Кстати, географию Нью-Йорка Хелприн описал очень точно, поэтому совершенно замечательно смотрится то, как реальным местам он придает налет сказочности и необычности.
Время романа я, пожалуй, назвала бы спиральным, потому как события первой и второй частей частично повторяют друг друга, но на качественно ином уровне. Разрушение сменяется возрождением, но новое все равно несет в себе семена прежнего. Теоретически спасение и переход на следующий уровень бытия возможны, но для них нужно еще слишком многое – не десятилетия, не века, а тысячелетия.
Однако если в начале романа с ощущением сказочности все замечательно, то ближе к концу начинаются проблемы.
Как я уже сказала, в книге две части: в первой действие происходит на рубеже XIX и XX веков, во второй – во время прихода нового тысячелетия. И как раз первая часть абсолютно выверена и гармонична. Героев немного, но они описаны волшебно. Все отступления, рассуждения в конечном итоге играют на сюжет. А вот на второй части Хелприн не справился. То ли ему отказало чувство меры, то ли он захотел вложить в историю больше, чем стоило, но современной сказки не вышло. Ведь сказка при всей своей волшебности должна быть лаконична.
Во второй части появилось слишком много героев. В результате каждому из них автор не сумел уделить достаточно внимания, и многие так и остались невнятными и непрописанными. Некоторых можно даже совершенно безболезненно вычеркнуть из повествования. Если в первой части разделение персонажей на положительных и отрицательных смотрелось как вполне соответствующее сказке, то здесь начало утомлять. Видимо, это связано с тем, что в начале романа мотивация у злодеев была сказочно-гротескная – но совершенно естественная в рамках романа. Во второй же части им дали более реалистичные мотивировки, абсолютно не вяжущиеся с по-прежнему нарочитой гротескностью образов.
Также у меня вызвали вопросы и некоторые сюжетные линии – например, вся история с выборами мэра. Линия с блюдом в конечном итоге тоже смотрелась несколько странно. Такая избыточность серьезно замедлила темп повествования, а из-за множества сюжетных линий финал получился смазанным. При этом во второй части есть множество прекрасных поэтичных и сказочных моментов, от которых получаешь огромное удовольствие.
Так что если не считать такого досадного диссонанса, «Зимняя сказка» мне очень понравилась. Но до шедевра она, увы, не дотянула.


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Эстетик Дент