Первая запись: 09.11.2024
(115)
Записей: 28
Посещений: 111815

18.11.2024   12:52

Ник Горькавый, трилогия «Астровитянка»

Я люблю хорошую подростковую фантастику и фэнтези. Из зарубежных авторов мне очень нравятся ныне покойная Диана Винн Джонс и Скотт Вестерфельд. Очень меня порадовала первая книга из цикла об Алькатрасе Брендона Сандерсона. А вот с отечественным продуктом я знакома не была. Поэтому и решили познакомиться с трилогией Ника Горькавого.
В свое время до меня доходил слух, что об это произведение было сломано немало копий в разных сетевых спорах. Споры я не читала, но прекрасно понимаю, почему эти романы их вызвали.
Оговорюсь сразу – мне трилогия (а в нее входят романы «Астровитянка», «Теория катастроф» и «Возвращение астровитянки») скорее понравилась, хотя вызвала местами весьма смешанные эмоции. Скорее даже так: мне условно понравились первые две книги и разочаровала третья. Но об этом позже.

«Астровитянка» – это научная фантастика для подростков. Причем с большой буквы «Н». Автор – сам ученый. В романах он привел не только последние достижения многих наук, в первую очередь астрономии, физики и химии (хотя были и экономика, и социология, и литературоведение, и история… чего там только ни было), но и некоторые основные теории. Ник. Горькавый попробовал создать произведение, которое будет не только развлекать, но и учить. Но при этом, увы, наступил на все грабли.
Главная героиня – Никки Гринвич – это помесь Алисы Селезневой и Гарри Поттера. От Алисы ей достался НФ-ный антураж, от Гарри – школа. (Кстати, автор сознательно взял у Роулинг идею необычной школы, куда простым людям не поступить, с четырьмя факультетами и еще кое-какими деталями.)
Начинается все с того, что экспедиция находит на неком астероиде космический корабль, несколько лет назад потерпевший крушение. К удивлению членов экспедиции выясняется, что на корабле все это время находился живой человек – девочка, чьи родители во время аварии погибли. Выжить ей удалось благодаря некоторой доле везения, таинственному личному компьютеру, а самое главное – интеллекту и несгибаемому характеру. Это и есть, разумеется, наша героиня.
Никки попадает в госпиталь, где знакомится со вторым героем – Джерри Уолкером, недавно тоже потерявшим родителей. Не долго думая, Никки решает взять судьбу в свои руки. Для этого надо всего ничего – поступить в самую престижную школу. А чтобы туда попасть, нужно не только сдать жутко сложный экзамен, но и заплатить баснословную сумму денег. И, кстати, нужно еще выяснить, кто убил родителей Никки. Джерри, разумеется, тоже примет участие во всей этой авантюре.
Дальше все ясно. Разумеется, Никки с Джерри остроумным способом найдут нужную сумму и не менее остроумным способом сдадут экзамен. Да и со смертью родителей обоих все тоже выяснится (разумеется, мама и папа Джерри тоже погибли не просто так).
А теперь начнем разбор.
Мери-Сью ли Никки? Увы, да. Это не самый раздражающий вариант Мери-Сью, потому что героиня все же прикладывает усилия (декларируется, что очень большие, но описано так, что не веришь, – проблема многих авторов) для достижения своих целей. Некоторые особенности ее характера вполне можно объяснить пребыванием на астероиде. Плюс есть еще суперкомпьютер Робби. Вот он – чистой воды палочка-выручалочка. К тому же автору не удалось избежать главного греха подростковой литературы – потрясающе тупых взрослых, которых юная героиня только так давит интеллектом. А, как известно, ничто так не обесценивает победу, как то, что ты победил тупого врага.
Впрочем, есть и умные взрослые. Но это либо ходячие рупоры идей автора (если это учителя в школе), либо статисты, чей ум в основном только декларируется.
В принципе, с характерами в «Астровитяке» вообще плохо. Даже ближайшие друзья главной героини почти безликие.
С миром похожая проблема. Он просто-таки разваливается на глазах, особенно в третьем томе, где герои подросли и активно действуют в мире бизнеса и политики. С одной стороны, в этом далеком будущем все еще есть ООН, с другой стороны, власть принадлежит королям и королевам. В этом мире так называют людей, скопивших определенное состояние. По сути своей, это помесь гигантских корпораций и мафиозных кланов, ведущих семейный бизнес. Как их деятельность регулируется, как они взаимодействуют с ООН, так и неясно. Почему вообще ООН позволила создать такую грозную силу? Тем более, все эти короли разделены на две большие группы – Северных и Южных – вполне себе между собой враждующих. Причем Южные – все сплошь мерзавцы и негодяи (и среди них, разумеется, король, отдавший приказ об убийстве родителей Никки и Джерри), а Северные – люди благородные. О да, жестокий мир бизнеса и реал-политик!
Сначала декларируется, что есть одна такая замечательная школа, куда стремятся попасть главные герои, - школа Эйнштейна, а во втором томе выясняется, что есть еще школа Коперника, куда поступить не в пример проще, а учат там чуть ли не на уровне со школой Эйнштейна.
Еще очень забавно с семейными отношениями в королевских династиях. Все по-прежнему решает брак. Вернее, дети, рожденные в браке. Поэтому в конце второго тома перед Никки встает выбор: остаться с Джерри, но сломать все свои планы или выйти замуж по расчету за принца. Вот он, выбор-то… Ага, сейчас! На дворе-то у нас (внезапно вспомнили) черти какой век! Можно выйти замуж, завести ребеночка без непосредственного коитуса и быстренько развестись. И условия соблюсти, и с любимым человеком остаться. И тут же встает логичный вопрос – а почему этим почти никто не пользуется? Если важны отношения на уровне генетики и общих детей, то эта область уже должна быть продумана и регламентироваться. Должны заключаться генетические контракты, а вынашивание наследников уже бы наверняка доверили бы не ненадежным женщинам, а роботам. А заодно решали бы проблемы со здоровьем будущего ребенка. Все подобные тонкости в фантастике уже неоднократно были продуманы и прописаны.
Нет, я, конечно, понимаю, что фантастика подростковая, но все же…
И, наконец, самая главная проблема, связанная с тем, что очень сложно в художественном произведении рассказывать о научных достижениях, не скатываясь при этом в бесконечные лекции. Лекций в «Астровитянке» море разливанное. И некоторые даже обоснованы сюжетом. Но в основном это рассказы учителей во время уроков. И они огромны и тоскливы. Автор попытался их разбавить полемикой между преподавателями и учениками, что тоже получилось далеко не всегда. Познавательного много, но проблема в том, что его переизбыток. Автор хотел рассказать обо всем, а в результате получилась каша. Понятно даже, что в современной науке границы между дисциплинами стираются, но, значит, нужно было более четко продумать, как – дозировано – давать читателю научный материал. А познавательная часть сильно подгребает под себя сюжет и тормозит действие. С композицией не очень хорошо уже в первых двух томах, но все же сюжет, пусть временами спотыкаясь, бредет в нужном направлении. Иногда создается напряжение, хотя за героев все равно не сильно переживаешь.
А вот в третьей книге творится полный швах.
В первой и второй книгах события двигаются в том же темпе, что и у Роулинг. В первой книге Никки поступает в школу и учится первый год. Вторая книга посвящена второму году. А в третьей события сходят с ума и начинают нестись вскачь. Никки стремительно взрослеет и успевает за одну книгу прожить всю жизнь – от школьницы до закономерного итога. Причем ее линия показана отрывками, отдельными рывками. Вот ее дети еще маленькие, вот уже подростки, а вот самостоятельные взрослые люди. А сама Никки что в пятнадцать, что в сорок пять абсолютно одинакова.
Композиция в третьей книге в принципе отсутствует. Автор решил показать, как преобразования, затеянные Никки, отразились на судьбах простых людей, а потому мы имеем кучу бессвязных эпизодов без начала и конца о разных персонажах. В результате сбивается темп повествования, основная линия становится исчезающее малой и постоянно разрывается вставными историями… Но больше всего меня добило даже не это, а личная жизнь детей Никки. Еще когда Никки и Джерри были юны, к Джерри была неравнодушна первая красавица школы, а у Никки был шанс затеять романтические отношения с неким бесперспективным (тогда) принцем. И вот, годы спустя, автор решил раздать всем сестрам по серьгам. Принца, ставшего теперь южным императором, сосватали дочке, а бывшая воздыхательница отца досталась сыну. На этом месте я горько заплакала. Правда, не знаю от чего – от смеха или от ужаса перед музой автора.
В общем, третья книга в нынешнем состоянии как художественное произведение имеет почти нулевую ценность, несмотря на отдельные удачные эпизоды. Очень жалко.

Подытожим. Первый блин вышел комом, но сама попытка возродить литературу для подростков, которая будет не только развлекать, но и учить, достойна всяческих похвал. Автора подвел недостаток писательского мастерства. Это, я надеюсь, в будущем исправится. Попробовать почитать стоит, особенно первые две книги. Но осторожно.


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Подробнее