Благочиние \ Душеполезное чтение

2013-08-30 (Источник1: )

Русь святая

Наш народ верен Христу, верен тому Крещению, которое произошло при князе Владимире. Святая Церковь начала отмечать юбилей Крещения в Петропавловской крепости, в отреставрированном соборе святых апостолов Петра и Павла в день их памяти. А в день памяти святой равноапостольной Ольги в воссозданном храме Христа Спасителя (и это тоже имеет символическое значение) Православная Русская Церковь вместе с главами Поместных Православных Церквей открыла Божественной литургией торжества в Москве, затем они продолжатся в Киеве, в Минске и во всех пределах Московского Патриархата. Последнее такое представительное богослужение зафиксировано 25 лет назад.

К 1025-летию Крещения Руси приурочено и принесение в Россию из Греции великой христианской святыни — Креста святого апостола Андрея Первозванного. 16 июля святыня была доставлена из Санкт-Петербурга в Москву. В храме Христа Спасителя святыня будет пребывать до 25 июля. Затем отправится в Киев и Минск.

В праздничные дни напоминаем читателям, что память святых равноапостольных Ольги Церковь празднует 24 июля, а Крестителя Руси святого князя Владимира - 28 июля. Празднуя память этих просветителей страны, а также вспоминая 1 августа Крещение Руси святым князем Владимиром, мы обращаемся к начальному периоду христианизации нашего Отечества.

Хорошо известно, что началу цивилизационного разворота великой страны 1025 лет назад предшествовал длительный и сложный период распространения и утверждения истинной веры в нашем Отечестве, период, оказавший непосредственное влияние на обращение святого князя Владимира и наших предков ко Христу. Тесные взаимоотношения славянских племен с христианской Византией не могли не способствовать проникновению к славянам евангельского учения. Среди руссов Православие уже было широко распространено при князе Игоре (912 – 945 гг.), сыне легендарного Рюрика. В 944 году князь Игорь заключает договор с Византией, а христианская община в Киеве Х века – многочисленна и пользуется влиянием в государственной жизни Руси.

Однако язычество тогда было господствующей, как бы мы сказали сейчас, государственной религией. При князе-язычнике иначе и быть не могло. Но вот на горизонте русской истории возникает супруга киевского князя Игоря - “как денница перед солнцем, как заря перед светом”. Действительно, как освещается горизонт перед появлением солнца, таким было появление в русской истории княгини Ольги, родной бабушки равноапостольного князя Владимира.

Уже в Х веке возникло церковное предание о духовных подвигах святой княгини. Мужественная, сильная духом, разумная правительница Руси вызывала удивление не только потомков, но и своих современников. Ольга по праву заслужила прозвание Мудрой, что доказывает и ее государственная деятельность. Удивление вызывала и верность княгини Ольги памяти убитого древлянами мужа. Еще не будучи христианкой, княгиня, нарушив языческие обычаи, не стала вступать во второй брак.

Крещение княгини было делом искреннего сердечного убеждения Ольги в истинности христианской веры. Об этом говорит и то, что пожилая княгиня, “как истинная ученица Христова и единоревнительница апостолам”, обходила с проповедью не только киевские окрестности, но и всю землю Русскую, ставила кресты на местах, где прежде стояли идолы. Люди внимали ее речам. Принимали слово Божие, крестились. Память о чудесах, происходящих от крестов святой княгини, сохранялась и передавалась в поколениях. В Киеве Ольга основала деревянную церковь Святой Софии, на свою родину – в Псков – послала много золота и серебра для возведения в городе храма во имя Пресвятой Троицы.

Княгиня Ольга прожила после своего крещения двенадцать лет. Она не дерзнула крестить внуков, воспитанием которых занималась вопреки воле их отца-язычника, но старалась заронить в сердца княжичей зерна православной веры. Умирая, княгиня завещала похоронить ее по православному обряду, не совершая поминальной языческой тризны. Все было сделано по ее слову.

Крутые повороты интриг и сражений у киевского престола привели к торжеству приверженцев язычества. Новый Киевский князь Владимир был их сильным покровителем. Ему казалось, что язычество поможет решить проблему окончательного объединения славянских племен под властью Киева: “на холму вне двора теремного” он устроил целый пантеон славянских языческих богов!

…Неизвестно, стойкая ли кончина первых русских христианских мучеников, как утверждают некоторые версии, повлияла на князя Владимира, или он пришел как-то иначе к удивительному повороту в мировоззрении – факт остается фактом: неистовый язычник стал великим православным святым, основателем новой – христианской государственности на Руси. Мудрый муж не мог не знать, что динамика зла всегда завершается небытием.

… “Как ты уверовал? – обращается к покойному князю над его гробом митрополит Иларион, - Как воспламенился любовью Христовой? Как вселился в тебя разум, высший разума земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному?” И сам отвечает: “Руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом, ты постигнул, что Един есть Бог, Творец невидимого и видимого, небесного и земного, и что послал Он в мир для спасения Своего возлюбленного Сына. И с сими помыслами вступил ты в святую купель. Таким образом, что другим казалось безумием, то было для тебя силою Божией”… Действительно, самая непостижимая тайна на свете – тайна человеческой души. Семена, посеянные княгиней Ольгой, проросли и в душе ее младшего внука.

Промысел Божий избрал князя Владимира способствовать распространению и утверждению на нашей земле веры Христовой. Он чувствовал неистинность языческой веры, сердце его Искало Истину. Его слуги, обойдя всю вселенную, свидетельствовали, что прекраснее православной веры нет на земле ничего. Они рассказывали о своих впечатлениях от богослужения, которое совершалось в Константинополе в Великой церкви святой Софии, и говорили, что не понимали, где находились в то время: на земле или не Небе. Возгорелось сердце святого Владимира, и он воспылал желанием стать христианином и просветить народ русский верой Христовой. В тропаре святому Владимиру Православная Церковь сравнивает его со святым апостолом Павлом. Почти десять веков разделяют этих святых мужей, но сходны их судьбы, сходна их деятельность и одинаково плодотворны результаты их проповеди.

Крещение Владимира произошло в 987 году. Внук святой Ольги был мужем великого государственного ума. Его деятельность в течение жизни была направлена не только на расширяющие страну завоевания, но и на внутреннее укрепление молодого Русского государства. От природы он был умным, и, несмотря на все свои прегрешения до принятия христианства, довольно добрым человеком. Авторитет Владимира был велик, народ любил и чтил его. Поэтому князю, задумавшему провести всеобщее крещение Русской земли, достаточно было обратиться к народу: “Аще кто не обрящется заутра на реце, богат ли, или убог, или нищ или работен, противен мне да будет”. Страх оказаться “противным князю”, а также его дружине, боярам, всей правящей верхушке был сильнее жалости к гонимому по Днепру Перуну. Наш народ сразу, всем своим существом воспринял веру Христову, так как чистым было его сердце и расположенным к принятию добра. Владимир же, возревновавший о новой вере, принялся усердно разрушать идолов, которых сам и понаставил. Но лучшей его проповедью стала новая жизнь во Христе, позволившая широко развиться лучшим качествам натуры Владимира. Он делом являл человеколюбие, усердно заботился о неимущих. В народной памяти князь Владимир навсегда остался как “ласковый князь”, “Красное солнышко”.

За двадцать пять лет его христианского правления православная вера распространилась по всей Руси в качества веры главенствующей: Крещение Руси при великом равноапостольном князе Владимире было логичным завершением многовекового духовного процесса.

Проповедовать христианство начала и православная культура, принятая Русью от Византии, но скоро органически переродившаяся в великую, уникальную, человечную и прекрасную древнерусскую христианскую культуру, раскрывшую в полной мере духовную мощь, одаренность, душевную щедрость нашего народа. Эта культура крепче чем меч соединила племена в единое государство, стала единым языком для всех сынов Руси. Чистый свет православия, исходивший от изумительных по красоте храмов, от монастырей и школ, со страниц православных книг, из созвучий духовных народных стихов, все глубже и глубже проникал в души последующих поколений. Русь стала Святою. Не политики же, не историки так ее прозвали, - сам великий русский народ окрестил свою Отчизну “Святой Русью”, “Домом Пресвятой Богородицы”.

Материал подготовил протоиерей Александр Бутрин


Обсуждение Версия для печати Назад

Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Подробнее